Фрагмент для ознакомления
2
1. Общая характеристика нормативного правового акта
1.1. Понятие нормативного правового акта
Главная категория юриспруденции «источник права» - одна из самых спорных тем. Без глубокого понимания источника права, его понятии и значении, достаточно трудно определить сущность источника, назвать признаки, определить содержание системы источников права и роль конкретного правового источника. В узком смысле форма права является средством выра¬жения и применения правовых норм, которые объективируются, традиционно, в соответствующих нормативных актах (законах, указах Президента, постановлениях Правитель¬ства и др.). В юридической литературе их принято называть «источниками права».
Одним из видов источников права является нормативно-право¬вой акт. Среди них важное место занимают нормативно-правовые акты государственных орга¬нов. Нормативно-правовым актом является письменный официальный документ, принятый (из¬данный) в определенной форме законодательным органом в пределах его компетенции и направ-ленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Так, ст. 3 ГК РФ четко разграничивает все нормативные акты на две группы: законы (гражданское законодательство) и подзаконные акты (иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права).
Несмотря на динамичное развитие российского законодательства вопрос определения понятия нормативного правового акта до сих пор остается открытым так как определения нормативного правового акта в российском законодательстве не существует, что порождает поле для научных дискуссий, а также вопросы в правоприменительной практике. Как отмечает С.В. Бошно «Отсутствие законодательной дефиниции нормативного правового акта существенно затрудняет функционирование всех ветвей власти, фактически препятствует осуществлению правосудия и нарушает права граждан. Негативное влияние неопределенности важнейшего правового понятия сказывается на всей системе законодательства» .
Вопрос определения понятия и признаков нормативного правового акта находится под пристальным вниманием исследователей.
Так в одном из учебников по теории государства и права нормативный правовой акт определяют, как выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов в которых содержится норма права .
С точки зрения известного ученого - юриста Н.И. Матузова нормативным правовым актом является правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение .
Разработанные в юридической науке позиции по определению понятия к определению правового акта почти не используются в правотворческой деятельности и правоприменительной практике. С учетом отсутствия официального определения нормативного правового акта особую играют позиции органов государственной власти.
В Приказе Министерства Юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» указано что при подготовке проектов нормативных правовых актов рекомендуется использовать Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781 - II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в котором приводится определения нормативного правового акта: «Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм» . Данное определение не является общеобязательным так как указанное Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не носит нормативный характер, а относится к разряду судебно - процессуальных документов и является поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде.
Кроме того, указанное определение не лишено недостатков. Так, согласно данному определению, полномочия по принятию нормативных правовых актов лежит лишь на правотворческих органах, так как отсутствует упоминание о населении, которое вправе через формы прямого волеизъявления принимать нормативные правовые акты, о должностных лицах органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые также вправе принимать нормативные правовые акты.
Свой подход по определению понятия нормативного правового акта существует и у Верховного Суда РФ. В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками нормативного правового акта являются:
- «издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;
- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений» .
Если свести данные признаки воедино, то данное определение также получится не без изъянов. В нем отсутствует, как субъект правотворчества, население, которое посредством референдума может принимать нормативные правовые акты.
Анализ научно-теоретических работ и официально правовых подходов свидетельствует об отсутствии единого концептуального понимания рассматриваемой правовой категории.
С учетом изложенного мы склоняемся к пониманию нормативного правого акта изложенного С.В. Бошно «нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре компетентным органом государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан в порядке референдума, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно - организационном воздействии» .
1.2. Признаки нормативного правового акта
Являясь источником права, нормативно-правовой акт обладает рядом признаком.
Во-первых, как следует из приведенного выше определения, он издается в установленном порядке органами государственной власти, органами местного самоуправления. В РФ правом принимать нормативно-правовые акты обладают следующие органы государственной власти: Федеральное Собрание РФ (высший законодательный орган РФ), Президент РФ, Правительство РФ, центральные органы исполнительной власти, государственные органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Судебные органы, как правило, не наделены широкими полномочиями в сфере правотворчества.
Во-вторых, нормативный акт издается с целью установления, изменения или отмены правовых норм. По своей сути нормативно-правовой акт представляет собой совокупность норм права, регулирующих определенный круг общественных отношений. Чем выше юридическая сила нормативно-правового акта, тем больший круг общественный отношений он регулирует.
В-третьих, имеет общеобязательный характер и многократное действие. Данный признак вовсе не означает, что все нормативно-правовые акты должны всеми исполняться. Есть нормативные акты, рассчитанные на широкий круг субъектов (например, Конституция РФ, УК РФ, ГК РФ). Однако существуют нормативные акты, предназначенные для отдельных субъектов (например, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов). Тем самым, нужно говорить о том, что нормативно-правовой акт обязателен для тех субъектов, кому он направлен. По этому признаку нормативно-правовой акт отличается от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам.
В-четвертых, нормативный акт подкреплен принудительной силой государства. Это значит, что государство обладает средствами принуждения, применяемых в целях обеспечения исполнения нормативно-правового акта. Если субъект права не исполняет предписание нормативно-правового акта или иным образом уклоняется от его исполнения, государство может привлечь такое лицо к установленной законом ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №8.
3) Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс».
Научная литература
4) Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. – М.: Юрид. лит., 1982. – Т. II. – 521 с.
5) Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Зерцало», 2004. – 800 с.
6) Бошно С.В. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. – № 4. – С. 23.
7) Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – М.: Юриспруденция, 2019. – 672 с.
8) Дивин И. М. Оперирование понятием нормативного правового акта в судебной арбитражной практике //Российская юстиция. –2009. – № 9. С.41–43.
9) Ермолаева А. В. Институциональные характеристики нормативного акта как официального документа // Документ. Архив. История. Современность: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию Исторического факультета Уральского федерального университета. Екатеринбург, 16-18 ноября 2018 г. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — С. 61-66.
10) Иванов С.И. Теория государства и права. Под ред. В.П. Малахова и В.Н. Казакова. - М.: Норма, 2016. – 231 с.
11) Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права.: учебно-метод. пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 762 с.
12) Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 783 с.
13) Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С.Мордовца, Т.В.Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. В.Г.Плеханова, 2018. – 392 с.
14) Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2014. - 428 с.
15) Поляков А.В., Тимошина Е.В.Общая теория права: учебник. – Спб., 2017. – 562 с.
16) Рубанцова Т. А. Проблемы гуманизации современного образования. - Новосибирск.: СГУПС, 2007.- 175 с.
17) Рубанцова Т. А. Теория государства и права. Учебное пособие. - Новосибирск.: СГУПС, 2018. - 115 с.
18) Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Право и Закон, 2016. – 675 с.
19) Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 3–e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ Инфра–М, 2012. – 640 с.
20) Тихомиров Ю.А., Бошно С.В. Теоретические основы классификации законов // Право и современные государства. – 2018. –№ 2-3. – С. 9-19.
21) Якушева Н.Г. Закон как источник права современного правового российского государства // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2019. – Т. 29. – № 6. – С. 911-916.
Материалы правоприменительной практики
21) Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2000 № 22-О «По запросу Питкярантского городского суда Республики Карелия о проверке конституционности статьи 2б Федерально¬го закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных учреждений» // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1532.
21) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. – № 2.