Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» в ст.5 говорить¬ся, что «организа-тором торговли может являться только хозяйственное общество, со-зданное в соот¬ветствии с законодательством РФ» [4].
При этом лица, которые не имеют лицензии биржи, не имеют пра-во проводить торги. Главной особенностью организатора торговой дея-тельности является его непричаст¬ность к осуществлению торговых и других связанных с этим мероприятий. Часть 3 ст. 5 Федерального за-кона «Об организованных торгах» запрещает организатору торгов за-ниматься промышленной, торго¬вой и страховой деятельностью, дея-тельностью кредитных организаций, ведением реестра владель¬цев цен-ных бумаг, управлением акционерными инвестиционными фондами, взаимными инвестициями фонды и негосударственные пенсионные фон-ды, деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов и т.д. [4]
Государственное регулирование торговли осуществляется с ис-пользованием системы норматив¬ных, законодательных, исполнительных и контролирующих по своему характеру компетентных госу-дарственных учреждений с целью стабилизации и адаптации существу-ющей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Он реализуется с помощью специальной системы мер, преду¬сматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов [11, с.52].
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» регулирует отношения, возникающие между органами государ¬ственной власти, органами местного само-управления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникаю-щие между хозяйству¬ющими субъектами при осуществлении ими своей торговой деятельности.
Торговля, выступающая в качестве связующего звена между раз-личными секторами националь¬ной экономики и связующего звена меж-ду производителем и потребителем, не оставалась вне госу¬дарственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической активности тор¬говли можно представить в виде интегрированной систе-мы форм, методов, средств, с помощью кото¬рых государство воздей-ствует на объекты торговли [20, с.223].
Механизм государственного регулирования торговли можно рас-сматривать как замкнутую систе¬му отношений между субъектами хозяй-ствования и объектами, представляющую собой совокупность элементов и отношений между ними. При рассмотрении вопроса о реализации ре-гулирующих функций необходимо использовать процессный подход, поскольку работа по достижению целей - это не разовое действие, а се-рия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и торговых ор¬ганизаций. Поэтому для понимания государственного регулирования необходим системный подход [22, с.199].
Системность также проявляется в том, что регулирование осу-ществляется по трехуровневой си¬стеме управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации (региональ¬ных), а также на уровне органов местного самоуправления, где были созданы соответствующие струк¬туры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.
Основные задачи государственного регулирования торговой дея-тельности:
- установление правил торговли, обязательных для всех субъек-тов хозяйствования, осу¬ществляющих торговую деятельность в Россий-ской Федерации. Единство норм и правил обеспечивает условия для конкуренции и высокого уровня государственных услуг;
- создание условий, способствующих продовольственной без-опасности страны. Государство стимулирует собственного производите-ля и разрабатывает меры по защите внутреннего рынка;
- реализация государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для торговли в соответствии с требо-ваниями перспективного развития сферы торговых услуг
- стимулирование торговой деятельности с помощью государ-ственных субсидий, льготного налогообложения и других мер, способ-ствующих гармоничному развитию всех направлений торговых услуг для населения;
- сбор информации, разработка прогнозов относительно поведе-ния потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовле-творения потребностей населения в товарах и услугах на современном этапе и в будущем;
- проверка качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми предприятиями и частными лицами, независимо от ведомственной под-чиненности и форм собственности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» организатор торговли обязан организовать систему управле¬ния рисками, связанными с организацией торговли, а также проводить операции со своим имуществом, которое должно соответствовать характеру его операций и содержать риск си-стема мониторинга, обес¬печивающая своевременное доведение необхо-димой информации до сведения органов организатора торговли [4]. Ор-ганизатор торговли обязан принять установленные его документами ме-ры, направленные на снижение рисков организатора торговли, в том числе рисков, связанных с совмещением деятельно¬сти по ведению орга-низованной торговли с другими видами деятельности. Организатор тор-говли также обязан принять меры, установленные его документом, направленные на предотвращение конфликта интересов во время орга-низованных торгов.
В настоящее время основной задачей, которая, как представляется, направлена на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является кодификация торгового зако-нодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы устранить су-ществующие пробелы в норма¬тивно-правовом регулировании торговых отношений, повысить социальную значимость торговли и си-стематизировать торговое законодательство. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [3] определяет госу¬дарственную торговую политику, но не решает существующих проблем в область до-говорного регулирования торговых отношений. Необходимо законода-тельно оформить договорные формы, отражаю¬щие специфику торговли, такие как дистрибуция, маркетинг, в сфере электронной коммерции, а также другие правила, отражающие специфику заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обяза-тельств.
Таким образом, деятельность государственных регулирующих ор-ганов в торговле плохо развита и не имеет четких стратегических целей развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и иные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе обще-российского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (ч. I). – Ст. 3434.
3. Об основах государственного регулирования торговой дея-тельности в Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2009 г. № 381–ФЗ // Рос. газ. – 2009. – № 253.
4. Об организованных торгах: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325–ФЗ // Российская газета. – 2011. – 26 ноября.
5. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным спосо¬бом: постановление Правительства РФ от 27.09.2007 №612 // Рос-сийская газета. – 2007. – 10 марта.
6. О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 // Российская газета. – 2008. – 10 июня.
Научная литература
7. Алеева, С.С. Правовое регулирование антимонопольной де-ятельности / С.С. Алеева // Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях материалы международной научно–практической конференции. — 2018. — С. 493–495.
8. Бакушова, В.В. Государственное регулирование деятельно-сти предприятий в сфере торговли / В.В. Бакушова, И.Е. Дмитриева // Научный журнал. – 2018. – № 1 (24). – С. 27–32.
9. Велиева, С.Р. Государственное регулирование в сфере тор-говли // С.Р. Велиева, А.Л. Скифская // Закономерности и тенденции ин-новационного развития общества. Сборник статей Международной научно–практической конференции: в 6 частях. – 2017. – С. 57–62.
10. Градобоева, А.В., Государственное регулирование в сфере интернет–торговли / А.В. Градобоева, А.А. Патронова // Современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XIV международной научно–практической конференции. Под редакцией Е.А. Горбашко, И.В. Федосеева. – 2019. – С. 8–14.
11. Дружникова, Е.П. Анализ формирования и развития систе-мы государственного регулирования в сфере торговли / Е.П. Дружнико-ва, А.С. Медведева // Вестник науки и образования. – 2017. – Т. 2. – № 12 (36). – С. 51–55.
12. Дыганова Р.Р. Государственное регулирование дистанцион-ной торговли / Р.Р. Дыганова // Научный форум: Экономика и менедж-мент. сборник статей по материалам I международной заочной научно–практической конференции. – 2016. – С. 67–71.
13. Конасова Е. Чем нас травят в Инстаграм / Разоблачение FemFatal. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Dlw3sVlIKJ8.
14. Лескина, О.Н. Обзор основных направлений государствен-ной поддержки малого и среднего бизнеса в России / О.Н. Лескина // NovaInfo.Ru. — 2016. — Т.2. — № 48. — С.130–139.
15. Маилян, А.А. Проблемы и перспективы развития интернет–торговли в России / А.А. Маилян // Мо¬лодой ученый. – 2017. – №34. – С. 38–40.
16. Макарова А.А. Государственное регулирование электронной торговли / А.А. Макарова // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. Материалы и доклады I Международной научной конференции. – 2015. – С. 51–57.
17. Мурар, В.И. Государственная политика в области регули-рования рынка интернет–торговли/ В.И. Мурар // Интеллект. Иннова-ции. Инвестиции. – 2019. – № 4. – С. 54–59.
18. Научно–практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» / Отв. ред. И.Ю. Артемьев; МГИМО(У) МИД России, ФАС России. — М.: Статут, 2015. — 718 с.
19. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О защи-те конкуренции»: учебник / под ред. В. Головин. – М.: Деловой двор, 2015. – 472 с.
20. Радченко, М.В К вопросу о государственном регулирова-нии торговли в России // М.В. Радченко, Н.В. Тимошенко // Актуальные аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эф-фективного хозяйственного развития. Сборник статей Международной научно–практической конференции. Под редакцией Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. – 2019. – С. 222–225.
21. Рашевский, К.В. Проблемы антимонопольного регулирова-ния розничной торговли / К.В. Рашевский, О.Н. Богатырева // Иннова-ционная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 7–Том 2 (33). — С. 145–149.
22. Рыбалко, М.И. Направления государственного регулирова-ния отрасли торговли / МИ. Рыбалко // Проблемы и перспективы раз-вития отрасли торговли в реализации непрямого государственного управления. Материалы электронной научно–практической конферен-ции. Ответственный редактор: И.Т. Насретдинов. – 2016. – С. 199–202.
23. Смагин, А.А. Государственное регулирование деятельности организаторов торговли в Российской Федерации // А.А. Смагин, Ю.Р. Савосина // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Cборник статей XXVI Международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 172–174.
24. Чернецов, В.С. Антимонопольное регулирование деятельно-сти торговых сетей / В.С. Чернецов, Е.В. Григорович // Современное предпринимательство как зеркало реформ Российского законодатель-ства Вестник юридического факультета. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – М., 2016. – С. 275–277.
Интернет-ресурсы:
25. https://e-pepper.ru/news/ecommerce-2019-osnovnye-tsifry.html
26. http://www.finmarket.ru/news/5343198#:~:text.
27. https://ria.ru/20200204/1564233856.html