Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время Россия – это демократическое государство, которое признает права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности, признает различные международные принципы, в том числе и принцип разделения властей.
Особое значение в концепции защиты прав и свобод человека и гражданина имеет прокуратура. Его ключевые функции рассматриваются как надзорная деятельность за законностью исполнения правовых актов, а также деятельность в области предотвращения незаконных операций в финансовой, промышленной, строительной, медицинской и других областях.
Прокуратура Российской Федерации играет особую роль в области прав человека, поскольку ее органы обладают сравнительной автономией многофункциональных ветвей государственной власти и необходимого разветвления, что обеспечивает практически всеобщий доступ к ним со стороны населения. В Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» содержатся положения, подтверждающие правозащитный характер деятельности органов прокуратуры. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Наибольший вклад в развитие учения об осуществлении организационно - управленческих функций прокуратуры по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина внесли: М. А. Алябышева , А.Ю. Винокуров , А.Г. Звягинцев , О.С. Капинус , М.А. Ковалёв , Д.М. Таранцова и др.
Объект исследования: процесс деятельности прокурора по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Предмет исследования: обеспечение прав и свобод человека гражданина.
Цель исследования: изучить осуществление организационно - управленческих функций прокуратуры по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Задачи исследования:
рассмотреть становление и развитие прокуратуры в Российской Федерации;
изучить конституционно – правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации;
проанализировать защиту прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры Российской Федерации;
изучить правовое регулирование и организацию деятельности прокуратуры и уполномоченного по правам человека по вопросам их взаимодействия.
Методологическая основу работы составляют специальные методы: системный и структурно – функциональный, сравнительно – правовой, формально – логический.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех подпунктов и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ПРОКУРАТУРА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Историко – правовые и институциональные аспекты развития прокуратуры в Российской Федерации
Появление прокуратуры в России связывают с личностью императора - реформатора Петра I. Именно им был принят первый нормативный правовой акт о прокуратуре от 12 января 1722 г. «Об обязанностях сенатских членов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и берг-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал- и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и герольдмейстеру, а в каждой коллегии по прокурору…». В четвёртый пункт Указа Пётр Первый собственноручно вписал: «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурора» . Через 6 дней (18 января 1722 г.) Именным указом «О бытии в Надворных Судах Прокурорам и о принятии доносов от Фискалов и людей посторонних» были учреждены должности прокуроров в надворных судах. Первым генерал - прокурором Сената был определён граф Павел Иванович Ягужинский, первым обер-прокурором Сената – Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев. 28 мая 1722 года обер-прокурором Синода был назначен Иван Васильевич Болтин.
После назначения основного руководства первой российской прокуратуры были также назначены лица на должности прокуроров коллеги, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа.
Так, 7 февраля 1722 г. прокурором военной коллегии был назначен Е.И. Пашков, а прокурором Адмиралтейской коллегии – И.Ф. Козлов.
17 апреля 1722 г. были назначены прокурорами: Камер-коллегии П.Б. Вельяминов; Юстиц-коллегии А.Т. Ржевский; Коммерц-коллегии С.Д. Гурьев; Берг-коллегии И.Т. Сафонов; Штатс-контор-коллегии А.И. Жолобов; Мануфактур-коллегии А.Ю. Бибиков; Вотчинной коллегии Л.В. Щербачёв (назначение не состоялось).
29 апреля 1722 г. Прокурором Главного Магистрата был назначен М.Ф. Воейков; 15 июня – прокурором Малороссийской коллегии назначен М.С. Хрущёв.
В течение последующих месяцев были назначены и прокуроры надворных судов (Санкт-Петербургского, Московского, Курского, Воронежского, Ярославского, Смоленского и др.) . Первая прокуратура располагала только 20 людьми в своём составе. Назначенные прокуроры действовали в большей мере в центре, при центральных ведомствах, а также при крупнейших судах в провинции. Следовательно, деления на какие бы то ни было административно-территориальные подразделения не было, что в корне сказывалось на эффективности осуществляемых функций и отсутствии широкого спектра возможностей прокуроров.
Можно отметить, что данному событию предшествовало в истории большое количество условий и предпосылок, необходимых для централизации власти, обеспечения управляемости и законности на бескрайных просторах Российского государства. Так, можно выделить следующую группу предпосылок:
1. Гласная и негласная деятельность фискала: по поводу данной точкой зрения в науке не утихают дискуссии, являлись ли фискалы «прообразом» прокуратуры.
2. Деятельность офицера, в том числе и отставного: как правило это связывают с традиционным гипертрофированием роли «государевой службы» в Государстве Российском в целом и её представителей, которыми также являлись офицеры, в том числе и отставные.
3. Деятельность «генерального ревизора»: исследователи при характеристике данной предпосылки исходят из Именного Указа «О бытии Г. Зотову в Сенате Генеральным Ревизором для наблюдения за исполнением указов». Само название в своей части о «наблюдении за исполнением указов» направляет на мысль о надзорных полномочиях такого должностного лица.
4. Заимствование зарубежного опыта: в первую очередь это проявлялось в имплементации иностранного законодательства, которое осуществлялось путём обмена учеными (точнее, использование знаний зарубежных учёных) Нормативными правовыми источниками такого заимствования выступают следующие акты: Именной указ «О призыве в Россию Учёных и в Правоведении искусных людей для отправления в Коллегиях дел» 1715 г., Именной указ «О сочинении регламента всем Коллегиям, на основании Шведского устава по пунктам и о составлении проекта по тем предметам, которые в Шведском уставе определены исходно с положением Российского государства и о поднесении по сему доклад Царскому Величеству» от 28 апреля 1718 г, Именной указ «О заимствовании из Уложения и Уставов Шведских устройства Юстиц-Коллегии» от 9 мая 1718 г. и др .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 9. ст.851.
2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9. ст.1011.
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30 декабря 2020) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 5.06.2021).
4. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // СПС Гарант (дата обращения: 6.06.2021).
Основная литература
5. Алябышева М. А. К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской Федерации / М. А. Алябышева // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 46-48.
6. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор : учебник для вузов / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров ; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 352 с.
7. Звягинцев А.Г. История прокуратуры России. Историко-правовой анализ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.Г. Звягинцев. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 223 с.
8. Капинус О.С. Значение нравственных ценностей в системе подготовки кадров для органов прокуратуры Российской Федерации / О.С. Капинус // Вестн. Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2019. – № 1.– С.24-27.
9. Ковалёв М.А. Прокурорский надзор за обеспечением прав личности при расследовании преступлений / М.А. Ковалёв. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 167 с.
10. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 6.06.2021).
11. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. Т. XX. 1864г. Отделение второе. (№41473). Дополнения. СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1867. –485с.
12. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. Т. XXXIX. 1864г. Отделение второе. (№41475). Дополнения. СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1867. – 568с.
13. Прокурорский надзор в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части : учебник для вузов / О.С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О.С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 420 с.
14. Расширенное заседание коллегии прокуратуры Забайкальского края, посвященное итогам работы надзорного ведомства [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://прокуратура.забайкальскийкрай.рф/events/news/(дата обращения: 6.06.2021).
15. Таранцова Д.М. Принципы взаимодействия прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина / Д.М. Таранцова // Вестн. Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2018. –№5. – С.15-18.
16. Тверскова И.В. Участие прокуроров в правотворческой деятельности на территории забайкальского края / И.В. Тверскова // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. – №1. – С. 48-50.
17. Текеев И.А. Прокуратура российской федерации как орган государственной власти, осуществляющий защиту прав и свобод человека и гражданина / И.А. Текеев // Проблемы науки. – 2018. – С. 76-78.
18. Тимошенко Е. А. Природа и понятие государственной власти / Тимошенко Е. А.// Символ науки. 2018. – № 11.– С. 241-243.
19. Тысячная С.В. Роль прокуратуры в реализации конституционных принципов защиты человека, его прав и свобод / С.В. Тысячная // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – №4. – С. 45-49.
Интернет-ресурсы
20. Прокуратура Волгоградской области - https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_34/activity