Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Обеспечение безопасности государства выступает залогом суверенитет и обеспечивает реализацию прав и законных интересов населения. В последнее время угрозы национальной безопасности, в основном, исходят от соседних государств. В связи с этим обеспечение национальной безопасности осуществляется за счет усиления обороны. Управление национальной безопасностью является специфической деятельностью, которая осуществляется с применением политико-управленческих средств и методов.
Государственное управление направлено на организацию деятельности государства сил для решения возложенных на них задач. В последнее время наше государство является активным участникам урегулирования разногласий на международной арене, в том числе посредством привлечения вооружённых сил. Россия ведет активную миротворческую деятельность в Приднестровье Сирии и Украине. Для успешной реализации поставленных задач военного характера необходимо эффективное правовое регулирование. В настоящее время отсутствует единый нормативный акт, определяющий национальную безопасность российской Федерации, а различные федеральные законы и иные нормативно правовые акты имеют противоречивую природу. Все это обусловило актуальность исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в области национальной безопасности.
Предметом исследования являются совокупность правовых норм и научных публикаций в области национальной безопасности.
Целью исследования выступает теоретическое Современное состояние и проблемы правового и политико-управленческого обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- рассмотреть понятие и правовые основы национальной безопасности ;
- исследовать военную безопасность как часть национальной безопасности;
- проанализировать управление национальной безопасностью в области обороны государства;
- исследовать органы политико-управленческого обеспечения национальной безопасности Российской Федерации .
Методологическую основу курсовой работы составила совокупность методов научного познания, анализа, синтеза, сравнительно правовой и формально юридический метод.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение две главы, заключение и библиографический список.
1. Теоретические основы управления национальной безопасности
1.1 Понятие и правовые основы национальной безопасности
Феномен национальной безопасности имеет древнюю историю. Вражда, завоевание и разрушение сопредельных территорий легли в основу межгосударственных отношений с позиции силы. Главную угрозу жизни человека в современных условиях представляют военные конфликты и войны как явления огромной разрушительной силы. Освежим память цифрами, отражающими ущерб, нанесенный только нашей стране в годы Великой Отечественной войны, и знаменательные события, произошедшие в стране после ее окончания.
По последним данным, рассекреченным Министерством обороны, погибло около 42 миллионов человек, в том числе около 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданских лиц.
В стране разрушено: 1710 городов; 65 тысяч деревень и деревень; 73 тыс. колхозов и совхозов. В результате войны 10 миллионов человек стали инвалидами, 25 миллионов человек лишились крова. Руководство страны принимало управленческие решения в социальной сфере, градостроительстве, восстановлении села, промышленности, науке, образовании, освоении космоса и многих других областях государственной деятельности. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин полетел в космос в Советском Союзе. За 18 лет 163 миллиона человек были обеспечены бесплатным жильем. В 50-е годы. На фоне всех разрушений в народном хозяйстве произошли колоссальные изменения. По сравнению с довоенным периодом рост составил 73%.
Теперь приведу глобальные цифры: только за последние 5 тысяч лет на нашей планете произошло около 15 тысяч больших и малых войн, унесших жизни более 4 миллиардов человек. За это время мир на планете продлился всего 292 года. Стоит ли после этих цифр считать нынешнюю политику западных стран гуманной и прогрессивной?
Острота, специфика содержания и основной смысл противодействия угрозам национальной безопасности определяются проведением Российской Федерацией независимой внешней и внутренней политики, что вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в международной политике .
Но последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление своей обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику. и эффективное сопротивление попыткам внешнего давления.
Тогдашний глава МИД России Александр Михайлович Горчаков говорил о концентрации усилий государства на всех направлениях обеспечения национальной безопасности еще в XIX веке: «Россию упрекают в изоляции и молчании перед лицом таких фактов, которые не являются в гармонии с законом или справедливостью. Говорят, Россия злится. Россия не злится, Россия концентрируется».
Внесение изменений в положения Конституции Российской Федерации как Основного закона, закрепляющего основополагающие ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны и дальнейшего развития России как правового социального государства, потребовало корректировки многих нормативные правовые акты, в том числе Стратегию национальной безопасности Российской Федерации.
Как известно, предметной областью национальной безопасности является общая теория национальной безопасности, интегрирующая прикладные аспекты политических, социальных, экономических, технических, гуманитарных и других наук. Объектом общей теории национальной безопасности является система национальных ценностей, составляющих источник национальных интересов Российской Федерации, а предметом - деятельность личности, общества и государства по защите национальных интересов от внутренних и внешних угрозы.
Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию конституционных прав и свобод граждан, достойное качество и уровня жизни, гражданского мира и согласия в Российской Федерации, защита суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.
Учитывая долгосрочные тенденции развития ситуации в Российской Федерации и в мире, ее национальными интересами на современном этапе являются:
1) спасение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
2) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороноспособности страны;
3) поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от незаконных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
4) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивных информационных и психологических воздействий;
5) устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе;
6) охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное использование природных ресурсов, адаптация к изменению климата;
7) укрепление традиционных русских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;
8) поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений.
Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляется путем концентрации усилий и ресурсов органов государственной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов:
1) спасение народа России и развитие человеческого потенциала;
2) национальная оборона;
3) государственная и общественная безопасность;
4) информационная безопасность;
5) экономическая безопасность;
6) научно-техническое развитие;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года, с поправками от 17 декабря 1963 года, 20 декабря 1965 года, 20 декабря 1971 года).// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1956. Вып. XII.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
3. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ(ред.02.11.2023) «Об информации, информационных технологиях и защите информации»// Собрание законодательства РФ. 2006 г. N 31 (часть I) Ст. 3448.
5. Федеральный закон от 28.06. 2014 N172-ФЗ (ред. 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ 2014. N 26 (часть I). Ст. 3378.
6. Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации» // Российская газета. -2014. N 298.
7. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021 . N 27 (часть II) Ст. 5351.
8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст.212.
9. Акимов, Г. А. Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных угроз // Молодой ученый. 2022. № 13 (408). С. 169-171.
10. Алексеев М.Д. Научная статья: «Угрозы обеспечения экономической безопасности РФ» // М.Д. Алексеев // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки, 2018. № 5. С. 16-19.
11. Баев П. Траектория военной реформы в России // Pro et Contra. 2012.Т 4-5 (56). С. 171-184.
12. Балашов А. И. Русская армия: изменение модели // Мир России. Социология. Этнология. 2014. № 4. С. 144-174.
13. Вербицкая Т.В. Глава государства как субъект оборонной поддержки // Армия и общество. 2014. № 1. С. 15-24.
14. Военная энциклопедия: в 2-х томах. / Под ред. А.П. Горкина [и др.]. - М.: Большая Русская Энциклопедия; РИПОЛ классик, 2001. №. 2. С. 36
15. Вожеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - Москва, 2000. -70 с.
16. Гавриленко А.О. Понятие и содержание национальной безопасности // Проблемы науки. 2021. № 3 С. 57-61.
17. Гаврилов Ю. Заказ поступит из Центра // Российская газета. – 2014. 27 октября. С. 2-4
18. Данилова Н. Ю. Армия и общество: принципы взаимодействия. Санкт-Петербург: Норма. 2007.- 310 с.
19. Джафаров С.А. «Национальная безопасность России» // С.А. Джафаров. М.: ЦТМ-Пресс. Журнал "Российская миграция", 2018.- 600 с.
20. Княжев В.В. Обеспечение национальной безопасности российской федерации в современных условиях // Академическая мысль. 2022. № 4 С. 47-51.
21. Ковалев А. А. Военные полномочия Президента России // Молодой ученый. 2016. № 15. С. 352-355.
22. Кузнецов В.В. О лицензировании функций Министерства обороны России // Журнал российского права. 2012. № 9. С 29-37.
23. Никольский А. АФК «Система» будет заниматься инфраструктурой центра Министерства обороны // Сайт газеты «Ведомости»: [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.vedomosti.ru/newsline/news/21312851/
24. Петров В.В. Теоретические и правовые проблемы разграничения понятий «военная безопасность» и «защита» в контексте обеспечения государственной безопасности // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2019. № 3. С. 47-51.
25. Попова Т. В. Авторитет Президента Российской Федерации в области обороны // Молодой ученый. 2019. № 16. С. 120-122.
26. Рыльский К. И. Государственная оборона // Военная энциклопедия: в 18 т. Петроград, 1914. - Вып. ХVII. – 74 с.
27. Цымбал В. Зацепин С. Новая российская система управления обороной: реформа или подражание? // Экономическое развитие России, 2015№ 5 С. 80-83.
28. Черничко Б. И. Военная реформа и гражданская оборона страны // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2012. № 2. С. 512-517.
29. Щербатов А. Государственная оборона России. - М., 1912. - 314 с.
30. Юсупов Р.М. «Наука и национальная безопасность»// Р.М. Юсупов. М.: Наука, 2019. -294 с.