Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПРИЕМ, РЕГИСТРАЦИЯ И РАЗРЕШЕНИЕ СОБЩЕНИЙ О ПРОИСШЕСТВИЯХ И ИНЫХ ОБРАЩЕНИЙ
1.1. Организация работы участкового с предложениями, заявлениями и жалобами граждан
Конструкция современных норм позволяет, с одной стороны, гибко распределять задачи, учитывая компетенцию самих полицейских, их стаж работы и индивидуальные особенности района, но, с другой стороны, может привести к перегрузке ответственного населения и зависимости участковых уполномоченных полиции от субъективного мнения начальства, которое определяет объем работы в каждом конкретном случае.
В то же время некоторые утверждают, что "на практике по разным причинам это положение не выполняется, и участковый уполномоченный полиции (полиции) обслуживает административный район с населением, в несколько раз превышающим установленные нормы, что является серьезным нарушением существующего порядка".
Участковые уполномоченные полиции работают в помещениях участковых полицейских участков. Участковые пункты полиции должны располагаться в административном районе и соответствовать санитарным, противопожарным и другим установленным требованиям. Помещения для участковых уполномоченных полиции предоставляются местным муниципалитетом в пределах муниципальных границ .
Основными видами обязанностей участковых уполномоченных полиции в соответствии с содержанием действующих нормативных актов являются:
-профилактическое патрулирование административной территории.
-прием граждан и рассмотрение предложений, заявлений, жалоб, сообщений о преступлениях;
-проведение индивидуальных профилактических мероприятий в отношении граждан, состоящих на профилактическом учете;
-отчетность о проделанной работе перед населением.
Одной из важнейших задач участкового уполномоченного полиции является рассмотрение предложений, заявлений, жалоб, сообщений о преступлениях.
Обращения, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, полученные участковым уполномоченным полиции непосредственно от граждан, передаются в дежурную часть территориального органа для их регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Непосредственное рассмотрение обращения, заявления или сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии участковый уполномоченный полиции осуществляет после соответствующего поручения уполномоченного должностного лица.
При ее реализации применяются Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ и Приказ МВД России от 12 сентября 2013 года № 707 .
Участковый уполномоченный полиции, получивший жалобу непосредственно от гражданина, регистрирует гражданина, его жалобу и заявление в журнале учета поступивших жалоб.
При обнаружении в ходе проверки обращения признаков преступления участковый уполномоченный полиции составляет рапорт на имя начальника территориального органа внутренних дел. Затем он должен сообщить об этом в дежурную часть доступным видом связи для регистрации поступившей информации.
Если по объективным причинам невозможно сообщить информацию о поступившем заявлении в дежурную часть, участковый уполномоченный полиции лично передает заявление в дежурную часть уполномоченного органа внутренних дел.
Если в ходе приема поступило устное заявление об уголовном преступлении, составляется протокол принятия устного заявления о преступлении.
Все эти документы (сообщение о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении, заявление о явке с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления) оформляются согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В частности, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ. Об этом на документе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.
1.2. Порядок приема и разрешения участковым сообщений о происшествиях, а также осуществление приема граждан
Прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет на административном участке в помещении участкового пункта полиции по вторникам и четвергам с 17.00 до 19.00, а также по субботам с 15.00 до 16.00 при несении службы на обслуживаемом административном участке. В случаях отсутствия на административном участке участкового пункта полиции, невозможности осуществления приема граждан на участковом пункте полиции, по решению начальника территориального органа участковый уполномоченный полиции может проводить прием граждан в здании территориального органа или помещении, предоставленном органами местного самоуправления.
Информация о месте и времени приема граждан доводится участковым уполномоченным полиции до населения, проживающего на обслуживаемом им административном участке в ходе профилактического обхода, отчета перед населением, а также путем размещения информации на информационных стендах в местах массового пребывания людей.
При опросе граждан участковым уполномоченным полиции должен обращаться с ними вежливо и тактично, точно выражать и оценивать их, выяснять характер их жалоб и принимать меры по их регистрации.
Участковый уполномоченный полиции также может рассматривать по существу обращения граждан, зарегистрированные и направленные ему его непосредственным начальником. При рассмотрении поступивших обращений участковый уполномоченный полиции должен помнить, что за обращением стоит один человек, и во многих случаях оценка деятельности полиции в целом формируется на основе оценки гражданином результатов работы участкового уполномоченного полиции по поступившим обращениям.
По результатам рассмотрения обращений участковый уполномоченный полиции может принять ряд решений:
-принять в пределах своей компетенции меры по защите граждан от преступных и иных посягательств;
-доложить руководителю о содержании поступившей информации и принять меры по регистрации таких сообщений в дежурной части органа внутренних дел в случае выявления и последующей проверки признаков преступления.
В соответствии с Приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736 осуществляется регистрация и рассмотрение сообщений (заявлений и иной информации) о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях.
Проведение отчетов участковым уполномоченным полиции гражданам административного участка обусловлена совокупностью ряда норм, в том числе принципом общественного доверия и поддержки, закрепленным в ст.9 Федерального закона "О полиции". Следует отметить, что, хотя в данной статье нет прямого указания на отчетность участковых уполномоченных перед населением, в ней говорится о том, что действия сотрудников полиции должны быть обоснованы и понятны населению.
Порядок осуществления отчетности участковых уполномоченных полиции регулируется Приказом МВД России от 30 августа 2011 года № 975 . Согласно этому Приказу, целью отчетности является информирование населения о состоянии дел и задачах, а также получение информации об оценке населением деятельности участкового уполномоченного полиции и территориальных органов МВД России.
Задача участкового уполномоченного полиции при проведении отчетов заключается не только в предоставлении населению определенной информации статистического, правового и криминологического характера, но и в управлении процессом правового воспитания и профилактического воздействия, четком понимании общественно полезных потребностей граждан, проживающих на административном участке, и формировании правосознания.
Встречи по вопросам отчетности участкового уполномоченного полиции организуются в соответствии с графиком отчетности участкового уполномоченного полиции перед населением.
В ходе собраний участкового уполномоченного полиции проводит разъяснительные беседы, отвечает на вопросы и получает информацию от граждан. При отчете рекомендуется уделить внимание разъяснению наиболее часто встречающихся преступлений и методов профилактики административных правонарушений, предлогов, используемых преступниками, способов обмана и алгоритмов поведения граждан при наличии оснований подозревать, что преступление совершено или готовится к совершению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900
3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023)"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060
4. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022)"Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 33. - Ст. 3349
5. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022)"Об участии граждан в охране общественного порядка" // Собрание законодательства РФ, 07.04.2014, № 14, ст. 1536.
6. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 "О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2019
7. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 09.10.2019)"Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" // Российская газета, № 260, 14.11.2014.
8. Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 (ред. от 01.12.2016)"Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета, № 9, 17.01.2014.
9. Приказ МВД России от 10.01.2012 № 8 (ред. от 20.04.2015) "Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции" // Российская газета, № 88, 20.04.2012
10. Приказ МВД России от 30.08.2011 № 975 (ред. от 25.01.2021)"Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России" // Российская газета, № 219, 30.09.2011
Основная и специальная литература:
11. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, 2019. 530 с.
12. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, 2019. 578 с.
13. Аносов, А. В. Участковый уполномоченный полиции как субъект реализации уголовно-правовой превенции / А. В. Аносов // Академическая мысль. – 2023. – № 2(23). – С. 27-30.
14. Винокуров В.А. Толкование понятия органов внутренних дел в современной России // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 13 - 16.
15. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
16. Гриненко, А. В. Правоохранительные органы РФ : учебник для вузов / А. В. Гриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 298 с.
17. Дубровин А.К., Мельников В.А. Проблемы нормативно-правового регулирования административной ответственности за неповиновение законному требованию, распоряжению сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2019. № 10. С. 49 - 52.
18. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 280 с.
19. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции : Учебно-методическое пособие / А. Г. Бачурин, Я. Е. Верхоглядов, А. А. Гайдуков [и др.]. – Барнаул : Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", 2021. – 204 с.
20. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2020. 544 с.
21. Правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 362 с.
22. Правоохранительные органы : учебник для вузов / Н. Г. Стойко [и др.] ; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 601 с.
23. Правоохранительные органы : учебник для среднего профессионального образования / В. М. Бозров [и др.] ; под редакцией В. М. Бозрова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 424 с