Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Актуальность феномена государственного суверенитета определяется тем, что этот феномен активно изучался с момента зарождения и становления демократии и сегодня представляет собой непростую категорию. Несмотря на то, что юридическое понятие «государственный суверенитет» появилось в науке несколько столетий назад, феномен государственного суверенитета появился намного раньше, после появления первых государств.
Каждое государство обладает суверенитетом, независимо от таких факторов, как размер территории, государственное устройство, форма правления и численность населения. В настоящем современном мире, в стремительно развивающихся отношениях на международной арене ключевую роль играет понятие суверенитета. В этой контрольной работе рассматривается общая концепция государственного суверенитета, роль суверенитета в государстве, кроме того, суверенитет Российской Федерации, его правовые особенности и его связь с суверенитетом целого народа и суверенитетом национальности. Также рассматриваются часть проблем российского суверенитета как федеративного государства и рассматриваются формы его защиты.
При написании данного исследования использовались международно-правовые акты, учебная литература, Конституция Российской Федерации, нормативные документы, федеральные законы и научные статьи.
Россия - многонациональное государство. Несмотря на то, что «па-рад суверенитетов» (конфликт между законами части регионов России, вы-званный объявлением приоритета законов республик над союзными, и стал в качестве одного из основных факторов, которые привели к распаду СССР, нужно грамотно учитывать исторические ошибки прошлого, чтобы избежать повторения подобных событий в настоящем и будущем. не толь-ко для российских политиков, но и для государственных деятелей всего мира, потому что ситуация в политике на арене различных государств не может не вызывать беспокойства. По-прежнему существуют проблемные районы, где имели место и длятся вооруженные конфликты, которые связаны с борьбой за суверенитет.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить понятие и содержание суверенитета государства.
Объектом исследования является процесс формирования суверенитета государства.
Предметом исследования являются основы и принципы суверенитета государства.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для формирования суверенитета государства.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть суверенитет, его понятие и виды;
- изучить основные понятия государственного суверенитета;
- детально проанализировать суверенитет как признак государства;
- проанализировать характеристику государственного суверенитета РФ;
- рассмотреть проблемы суверенитета РФ и его защиту.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были используются указанные методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
1.1 Суверенитет: понятие, виды
Термин «суверенитет» в отношении государства впервые использовал Жан Боден Франция XVI века. Суверенитет французского суверена, носителя высшей власти, является состоянием независимости государства от любой других властей, которое заключается в том, что она имеет право и способность управлять внутренней жизнью и внешностью независимо от любой других сил.
Конституционное право позволяет различать виды суверенитета:
- государственная;
- национальная;
- народная.
Суверенность государства является качественным свойством государства, характерным для его политики и правовой сущности, таким поли-тиком и правовой сущностью государства, означающим его верховенство, полноту внутри государства, самостоятельность и равноправие за пределами государства.
Государственный суверенитет имеет две стороны:
- внутренняя суверенность, которая выражает независимость и полномочия государства над всеми остальными организациями политической системы общества и ее особое право выдать законодательство, осуществлять управление и юстицию в стране на всей территории Российской Федерации;
- внешняя суверенность, выражающая независимость государства и равенство государства в отношении других государств, а также недопустимость его вмешательства во внутренние процессы.
Внутренний суверенитет также можно назвать законодательным суверенитетом, потому что он включает право законодательного органа из-давать закон.
Государственный Суверенитет предусматривает:
1 преимущество: отсутствие в стране других высших органов государственной власти: одна Государственная Власть может отомстить, ото-мстить любому проявлениям другой Государственной Власти;
2 Независимость - способность самостоятельно принять решения внутренней или за пределами страны в соответствии со международным и национальным правами;
3 полнота, известная также как универсальность, - передача государственной власти по всей сфере общественной жизни и всему населению и общественным организациям стран;
4 Неделя властей государства на своей территории является единством в целом власти и лишь функциональным разделением ее ветвей власти: исполнительной, законодательной, судебной;
5 Независимость во внешнем отношении - это умение самостоятельно принимать за пределы страны решения, уважаемое международным правом и уважаемое суверенитетом других государств;
6 Равенство во внутренних отношениях: наличие международных отношений одинаковых прав и обязательств, как в других государствах;
7 Невозможность произвольного отказа от законной власти. Законно закрепленная власть обязательна. Это единственная возможность делегирования суверенного права государства местным властям в унитарной стране, субъектам федерации и местным властям в федеративной стране. Это возможность делегирования суверенного права государства местным властям в унитарной стране, субъектам федерации и местным властям в федеративной стране - это возможность, чтобы суверенное право государства было передано местным властям в унитарной стране, субъектам федерации и местным властям в федеративной стране.
Каждая страна имеет суверенитет, вне зависимости от размера своей территории, его численности, формы власти и формы управления. Суверенитет государства - основополагающий принцип международного правосудия. Это было написано в Уставе Организации Объединенных Наций и в других документах международного права.
Государство имеет суверенные права:
- Право войны и мира;
- право на изготовление законов;
- право создания государственных органов;
- Право определять символы своих атрибутов;
- право на устанавливание налогов;
- право на назначение представителей других государств и межнациональных организаций;
- право на вступление в межгосударственный союз и так далее.
Впрочем, государство не может делать то, что считает нужным, в от-ношении других государств. В международном праве предупреждают о подобных действиях. Например, странам запрещено использовать силу в отношении других стран, кроме самообороны и разрешения Совбеза Организации Объединенных Наций. Еще одно ограничение свободы государство - юридическая обязанность выполнять заключаемые им договоры.
Государственный суверенитет должен отличаться от государственно-го суверенитета населения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 де-кабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных 6 октября 2022 г.) // Россий-ская газета. – 1993. – 25 декабря. - №237.
2. Декларация о государственном суверенитете Российской Совет-ской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // ВВС РСФСР 1990. № 2. Ст. 22;
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации»// «Собрание зако-нодательства РФ», 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016)// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
6. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соот-ветствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.// Сборник «ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии», Нью-Йорк., 1970 г., с. 151 - 155
II. Материалы судебной практики:
1. Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих прин-ципах организации законодательных (представительных) и исполнитель-ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 19.06.2000, N 25, ст. 2728.
III. Специальная литература:
1. Алексеева Л.А. К вопросу о государственном суверенитете в условиях глобализации // Юридическая наука и практика. - 2022. - № 3. - С. 39-44.
2. Андреев А.Ф. Суверенитет российского государства как субъ-екта международного права // Государство и право. 2012. № 8. С. 76 – 86.
3. Бень, И. В. Суверенитет современного государства: проблемы интерпретации и реализации // Молодой ученый. - 2022. - № 10. - С. 896-897.
4. Гимаев И.Р. Государственный суверенитет и некоторая про-блемы развития в России федеративных отношений // Правовое государ-тов. 3(5). 2006.
5. Димитров Н.М., Шагиева Р.В. Теория государств и права (в схе-мах и таблицах): ученое наглядное пособие / Н.Н. Дмитров, Р.В. Шагиева. М.: РИО Российской таможенная акдемии, 2017. 182 с.
6. Ефремов А.А. Государственный суверенитет в условиях цифровой трансформации // Правоведение. - 2019. - Т. 63. - № 1. - С. 47-61.
7. Жуковская Н.Ю., Калинина Е.В. Государственный суверенитет и диалектика его эволюции в современных условиях // Международное пра-во и международные организации - 2021. - № 4. - С. 76-88.
8. Ильин В.В. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 54-55.
9. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского госу-дарства. М., 2001.
10. Карпова, А. Е. Государственный суверенитет в современных условиях // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (127). — С. 334-336.
11. Катков А.Д. Суверенитет государства: проблема его понимания и историческое развитие // Международные отношения. - 2019. - № 3. - С. 1-14.
12. Ким, И. Д. Основы государственного суверенитета России. Ос-новные признаки // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 345-347.
13. Красинский В.В, Защита государственного суверенитета: моно-графии / В.В. Красинский. – М.: Норма, 2017. 608 с.
14. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатей-ный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосова-ния 1 июля 2020 года / под ред. Т. Я. Хабриевой. - М.: ИЗиСП, 2021. - 368 с.
15. Курилкина О.А. Институт суверенитета: теоретико-правовое и практическое осмысление // Философия права. - 2020. - № 4. - С. 12-15.
16. Лунц Л. А. Курс международного частного права: в 3 т. - М.: Спарк, 2022. - 1007 с.
17. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016 г., 744 с.
18. Муртузалиев Р.Р. Проблема государственного суверенитета в международном праве // Государственная служба. - 2022. - № 2. - С. 47-49.
19. Носов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. - М.: Статут, 2014 г., 391 с.
20. Пастухова Н. Б. Проблемы государственного суверенитета. - М.: Норма, 2021. - 288 с.
21. Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Рос-сийской Федерации: Монография. - М.: «ЮРКОМПАНИ», 2014 г., 328 с.
22. Радько Т.Н. Теория государства и права : учебник для бака-лавров. – Москва : Проспект, 2016. – 485 с.
23. Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Россий-ская энциклопедия, 2000. С. 1517; Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Меж-дународное право. М., 2006. С. 188–190.
24. Энциклопедический словарь «Конституционное право России». – М.: Юридическая литература. В.И. Червонюк, И.В. Калинский, Г.И. Иванец. 2002. С. 125-134.
25. Хабриева Т. Я., Клишас А. А.Тематический комментарий к Зако-ну Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федера-ции от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирова-ния отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». - М.: Норма, 2020. - 240 с.