Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования проблемы финансирования заключается в нестабильности развития российской экономики, появлении новых возможностей наращивания финансового потенциала и одновременном отсутствии высокой доступности и надежности источников финансирования. Собственники и менеджеры должны учитывать, что компания может быть профинансирована исключительно из таких источников и на таких условиях, которые представлены на финансовом рынке.
В современных экономических условиях коммерческие предприятия привлекают разнообразные источники финансирования с целью формирования необходимого объема финансового средств для нормального функционирования и расширения своей деятельности. В этой связи особое значение приобретает исследование форм и методов финансирования предприятий в современных экономических условиях.
Финансовым ресурсам как экономическая категория выполняют важнейшую роль в современных экономических условиях.
С одной стороны, финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства, формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее.
С другой стороны, в условиях современной России проблемы поиска и наиболее рационального использования финансовых ресурсов стали первыми на повестке дня для всех без исключения предприятий и фирм. Экономический кризис, нестабильность и спад производства обязывают искать и реализовывать все доступные методы для обеспечения собственного экономического роста и увеличения.
Финансовые ресурсы являются основой финансовой устойчивости, позволяют увеличить шансы на выживание в рыночной стихии, обеспечивают погашение обязательств перед государственными органами и кредиторами и принести доход собственным владельцам. Таким образом, от эффективности использования финансовых ресурсов зависит финансовая устойчивость предприятия, его ликвидность, платежеспособность, деловую активность и рентабельность.
Предмет исследования - теоретические и методико-практические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов коммерческой организации.
Объект исследования - финансовые ресурсы ОАО «Белорусские продукты».
Цель исследования - определить направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов ОАО «Белорусские продукты».
1. исследовать экономическую сущность финансовых ресурсов предприятия;
2. изучить источники формирования и направления расходования финансовых ресурсов коммерческого предприятия;
3. составить организационную характеристику ОАО «Белорусские продукты»;
4. оценить финансовое положение ОАО «Белорусские продукты»;
5. провести анализ структуры капитала и источников финансирования деятельности ОАО «Белорусские продукты»;
6. определить возможные резервы формирования финансовых ресурсов ОАО «Белорусские продукты», и структуры их источников;
7. оценить эффективность предложенных мероприятий ОАО «Белорусские продукты».
Глава 1. Формирование финансовых ресурсов торгового предприятия
1.1.Понятие финансовых ресурсов торгового предприятия
В современных условиях хозяйствования нестабильность функционирования отечественных предприятий приобретает все более массовый характер, а эффективность деятельности в значительной мере зависит от их экономического потенциала.
Экономический потенциал предприятий торговли характеризуется объемом накопленных ресурсов, обслуживающих удовлетворение покупательского спроса населения на потребительские товары (рис. 1.1).
Рис. 1.1 - Состав экономического потенциала торгового предприятия
В натурально-вещественной форме ресурсный потенциал предприятия торговли представляет собой совокупность ресурсов предприятия (материальных, нематериальных, трудовых, финансовых), используемых торговым предприятием для выполнения своих функций. Основу ресурсного потенциала составляют материальные ресурсы, включающие в себя основные фонды и материальную часть оборотных средств предприятия .
Материальные ресурсы - это условия труда торговых работников, а также средства и предметы их труда.
Специфической особенностью материальных ресурсов предприятий торговли является преобладание в их структуре оборотных средств, а не основных фондов. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой самой торговой деятельности предприятий, где основной предмет труда - потребительские товары, составляющие большую часть оборотных средств; с другой стороны, тем, что большая часть зданий, помещений, составляющих основу основных фондов в торговле в современных условиях, арендована и не принадлежит предприятиям торговли. В структуре же основных фондов предприятий торговли практически отсутствуют непроизводственные фонды, и в большинстве торговых предприятий все основные фонды являются производственными. Специфическая особенность структуры собственных основных фондов торговых предприятий - низкий удельный вес активных основных фондов, что обусловлено низким уровнем механизации и автоматизации торговых процессов, с одной стороны, и спецификой торговых процессов, связанных с движением товарной массы до потребителя, - с другой .
В структуре оборотных средств торговых предприятий преобладающую долю (более 80%) занимают товарные запасы, представляющие собой предмет труда в торговле. От размера товарных запасов, их структуры, соответствия покупательскому спросу зависят степень удовлетворения торговлей потребностей населения, обеспечение бесперебойной продажи потребительских товаров и качественное выполнение предприятием торговли своих функций.
Нематериальные ресурсы торгового предприятия представляют собой долгосрочные вложения предприятий в приобретение прав на имущество, не имеющие материально-вещественной формы, но приносящие предприятию доход (прибыль). К нематериальным ресурсам торговых предприятий в современных условиях можно отнести следующие элементы:
лицензии (например, лицензия на право торговли ликероводочными изделиями, лицензия на право торговли табачными изделиями, лицензия на право торговли и т.п.);
товарный знак;
фирменный знак;
ноу-хау - совокупность сведений об опыте, навыках, профессиональных знаниях, не имеющих прямой юридической защиты, но позволяющих предприятию получать дополнительную прибыль;
патент - документ охраны изобретений, используемых в торговой деятельности;
информация - совокупность информационных данных, используемых в коммерческой деятельности.
Нематериальные активы в современных условиях развития рыночных отношений в экономике страны приобретают все большее значение, так как они определяют в значительной степени возможности и успех работы торгового предприятия на потребительском рынке, эффективное использование всех других видов ресурсов (основных фондов и оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов) .
Трудовые ресурсы торговых предприятий представляют собой совокупность всех категорий работников, занятых в торговле. От уровня квалификации, образования торговых работников, их опыта во многом зависят качество и культура торгового обслуживания, коммерческий и финансовых успех предприятия на рынке.
Финансовые ресурсы - это денежные средства торговых предприятий, обслуживающие экономические отношения по реализации потребительских товаров, в которые вступает и которые реализует торговля. Большинство авторов современных публикаций отождествляют финансовый потенциал с финансовыми ресурсами. Но эти два понятия не идентичны, хотя близки по содержанию .
Современный опыт розничной торговли свидетельствует о схожих направлениях развития малых торговых предприятий. Эти тенденции формирования малого торгового бизнеса проявляются как в развитых, так и в развивающихся странах. Розничная торговля в современной экономике выступает не только как фактор экономического развития страны, но и как постоянный источник занятости населения.
В условиях современной экономики малых бизнес находится в сложной ситуации, сопровождающейся высокой инфляцией и большой налоговой нагрузкой, сложной процедурой получения кредита для организаций, недостатками материальных средств для осуществления производственной деятельности. Все эти факторы ставят малые предприятия в неравное положение с крупными. Зачастую это приводит к сокращению их роста и, в большей степени, ориентацию на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Несмотря на то, что торговля обеспечивает удовлетворение потребностей населения в предметах первой необходимости и выступает своеобразным индикатором развития экономики и качества жизни населения, обеспечения безопасности и здоровья граждан, она менее других отраслей подвержена влиянию кризиса. Несмотря на это, в последнее время наблюдается тенденция резкого уменьшения числа предприятий, занятых в торговой деятельности.
Эффективность деятельности малых торговых предприятий определяется большим количеством показателей, а их управление является весьма сложным процессом и осуществляется с помощью разнообразных методов менеджмента и в первую очередь финансового менеджмента.
Торговые предприятия могут стать эффективно действующими по экономическим законам рынка хозяйственными субъектами, лишь при наличии соответствующей экономической и правовой среды. Для этого необходима, в первую очередь, законодательная защита предпринимательской деятельности, ограничение монополизма, повышение покупательной способности населения и предприятий, и другие необходимые элементы макроэкономической политики, способствующие экономическому росту. Однако, немаловажное значение следует уделять успеху реформ от преобразований в самих предприятиях .
Одним из главных решений финансовых проблем предприятия является его успешное реформирование. Оно заключается в осуществлении комплекса мероприятий, которые основываются на приведении предприятия в соответствие с выбранной стратегией его развития. В первую очередь, в условиях современной модернизации экономики для абсолютного большинства населения необходимо обеспечить доступность потребительского рынка к цивилизованным формам его организации. Также немаловажную роль играет обеспечение финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота. Комплекс мероприятий включает также обеспечение прав граждан и предприятий на безопасность и качество товаров и услуг; укрепление нормативно-правовой базы развития торговли.
В условиях постоянно меняющейся экономической ситуации в стране, нестабильности развития экономической сферы постановка и решение финансовых проблем реформирования малых предприятий с целью поиска путей обеспечения стабильного экономического роста, относятся к новым, перспективным задачам экономической науки.
Успешное развитие сферы торговли, при условии грамотного финансового управления и контроля малых торговых предприятий, приведет к стабильности и эффективности сектора торговли, ценовой доступности товаров, росту инвестиций и выручки торговых предприятий.
Одним из главных условий стабильности развития малых торговых предприятий является грамотное распоряжение кадровыми и финансовыми ресурсами организации. В большинстве случаев, в процессе своей деятельности малые торговые предприятия стремятся увеличить ее эффективность путем сокращения затрат. Это происходит за счет ужесточения требований для поставщиков и производителей. Подобные тенденции стимулируют инновационную активность производственных процессов и способствуют модернизации отечественной экономики .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия //Экономика транспортного комплекса 2012. - № 11. - С. 70-72.
2. Багиев Г. Л. Организация предпринимательской деятельности/ СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
3. Бородина Ю.Б. Факторы экономического роста: финансовый аспект //Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 46-48.
4. Вещунова Н.Л. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия //Главбух. - 2014. - № 17 – С. 18 - 21.
5. Глазунов М.И. Концепция собственных оборотных средств //Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 11. С. 184-192.
6. Гукова А.В., Киров А.В. Факторы финансовой устойчивости фирмы //Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2011. – № 21. – С. 27-32.
7. Доманова Д.А. Анализ системы критериев для определения финансового состояния //Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №13. - С. 137-139.
8. Дружиловская Т.Ю. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты //Бухгалтерский учет. - 2014. - № 5. С. 16 - 23.
9. Кокина Т.Н. Внутренняя отчетность в системе анализа денежных потоков и платежеспособности коммерческой организации //Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 24. – С. 15-22.
10. Колесов А.Б. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия //Практическая бухгалтерия. – 2013. – № 9. – С. 10-12.
11. Конторщикова Т. Анализ финансового состояния как предпосылка эффективного управления предприятием //Экономика. Финансы. Право. - №6. - 2015. - С. 54-62.
12. Матюшенко О.И. Методический подход к определению финансово-хозяйственного состояния предприятия //Бизнес-информ, 2013. - №11. - С. 383-390.
13. Мельник М.В. Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА- М, 2011. 192 с.
14. Мищенко В.А. Анализ методологических подходов к оценке финансового состояния предприятия //БизнесИнформ. - 2014. - №11. - С. 134-136.
15. Оськина ЮН. Обзор методик анализа финансовых результатов //Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 4 - С. 16 - 19.
16. Пешкова Е.П. Влияние структуры оборотных средств на показатели финансового состояния организации //Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2013. - №2 (18). - С. 19-21.
17. Попова Л.В. Особенности интерпретации результатов анализа финансового состояния организаций //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - №1. - С. 179-181.
18. Ряховская А.Н. Устойчивое функционирование и развитие предприятий: основные механизмы, принципы, критерии оценки //Эффективное антикризисное управление. - 2014. - №4. - С. 58-66.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2013. 344 с.
20. Савушкин М.В. Особенности экономического анализа рентабельности предприятия //Вестник ТИСБИ. - 2014. - №2. - С. 103-105.
21. Савченко Т.Б. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия //Вестник ТИСБИ 2014. - №11. - С. 213-219.
22. Салина Л. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2013. - №10. - С. 16 - 19.
23. Симоненко Н.Н., Пашковский М.Ю. Управление финансовым состоянием предприятия //Фундаментальные исследования.2015. №16.
24. Суглобов, А.Е. Финансовая отчетность //Главбух. - 2013. - № 13 - С. 22 -27.
25. Тайгибова Т. Т. Разработка стратегии как инструмента антикризисного управления предприятием //Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 304-307.
26. Храмцова О.О., Храмцова Т.Г. Анализ товарных запасов в системе управления товарооборотом кооперативной организации //Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-8, С. 130-134.
27. Царацина Г.А. Совершенствование управления деятельности предприятия//Финансы. – 2014. - № 2.- С.8 –11.
28. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: М.: КНОРУС, 2012.
29. Ясменко Г.Н. Формирование финансовых результатов в современных условиях //Главбух, 2013 – № 15 - С.11 - 13.