Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодня обеспечение, реализация и
защита конституционных прав и свобод гражданина выступает актуальной проблемой
современного российского государства. Кризисные явления в России порождают проблемы, из-за
которых затрудняется реализация и реальная защита прав и свобод граждан.
Сегодня правовой статус граждан в России нередко характеризуется крайней неустойчивостью,
отсутствием надежных гарантирующих механизмов защиты и реализации их конституционных
прав и свобод. Хотя Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека
и гражданина высшей ценностью.
3
Признание, соблюдение и защита конституционных прав гражданина выступает как обязанность
государства. А защита конституционных прав является основополагающим критерием любого
правового государства.
Глава 1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина в России
1.1. Понятие и основные виды прав и свобод человека и гражданина
Правами и основными свободами являются юридические возможности, имманентные всем
членам гражданского общества. Отличаясь от них, в качестве прав и свобод гражданина
выступают лишь те из них, которые признаются государством, закрепляются в Конституции РФ и
других законах, а также гарантируются всеми публичными структурами.
Классификация прав и свобод человека и гражданина осуществляется по различным признакам.
Одна из основ-поколенческая. Согласно этому подходу, существуют поколения прав человека,
которые понимаются как основные этапы их развития, связанные с формированием
представлений о содержании прав, заслуживающих признания в качестве неотъемлемых, а также
с изменением механизмов обеспечения последних.
В соответствии с содержанием пактов 1966 года 3 права первой категории относятся гражданские
и политические. Их называют отрицательными, т. е. выражающих независимость личности в
определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в
области естественных суверенного самовыражения личности. Они абсолютны и непосредственны.
Права второй категории социально-экономические, их называют мнимыми, позитивными,
программными. Они не являются абсолютными, должны осуществляться постепенно и не могут
подлежать судебной защите (в отличие от прав первой категории). Права второй категории – это
права по отношению к государству, так как именно государство должно предпринимать
определенные действия , для их реализации, т.е. осуществлять позитивное вмешательство в их
реализацию .
Гражданские и политические права также называются правами первого поколения, а социальноэкономические права – правами второго поколения, поскольку гражданские и политические
права являются основой естественных прав человека, и на этой основе строятся социальноэкономические права .
К.М. Малевич отмечает, что «пакт Организации Объединенных Наций о гражданских и
политических правах 1966 года установил приоритет гражданских и политических прав и
концепцию социального выбора личности как международного права в политическом положении
государства» .
1.2. Общее содержание и система прав и свобод человека и гражданина в России
Рассмотрим подход к системе прав и свобод человека и гражданина в России, сформулированный
в классификации В.Н. Бутылина, И.В. Гончарова, В.В. Барбина в соответствии с концепцией
приоритета прав и свобод человека и гражданина во всех сферах жизни они выделяют следующие
виды прав и свобод человека и гражданина в России:
1) в сфере личной безопасности и частной жизни (право на жизнь, право на защиту чести и
доброго имени, свободу и личную неприкосновенность и т. д.);
4
2) в сфере государственной и общественно-политической жизни (избирательные права, свобода
союзов и объединений, свобода слова, убеждений, печати и др.).);
3) в области экономической, социальной и культурной деятельности (право на труд, отдых,
образование и т. д.).
Также осуществляется разделение прав и свобод человека и гражданина по целевому
назначению:
1) права и свободы человека и гражданина, предназначенные для использования определенных
благ, как в личных, так и в общественных целях;
2) права и свободы, направленные на охрану и защиту первой группы (право обвиняемого на
защиту, право на судебный иск) 2.
Л. Каратаева считает, что разделение всех прав и свобод на 4 большие группы прав в соответствии
с выделением важнейших сфер человеческой жизни: личной, политической, экономической,
культурной, является оптимальным, отрицая при этом существование вышеуказанных
классификаций прав и свобод человека и гражданина .
Политические права и свободы личности – это возможности человека в государственной и
общественно – политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и
свободу, участие в управлении государством и обществом.
1.3. Личные права и свободы человека и гражданина в системе правового статуса человека
Личные права и свободы перечислены в ст. 20-29 высшего нормативного акта нашей страны в
Конституции России, принятой всенародным голосованием 12.12.1993. В этих статьях закреплены
такие понятия как право на жизнь, охрану человеческого достоинства государством, право
каждого на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, неприкосновенность жилища,
право на пользование родным языком, право свободного передвижения, право на свободу
совести, право на свободу вероисповедания, право на свободу мысли и слова. В соответствии с ч.
1 ст. 15 Конституции Российской Федерации « Конституция Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».
Законы, иные правовые акты, Российской Федерации, должны соответствовать нормам
Конституции Российской Федерации и не противоречить им. Прямое действие означает, что
конституционные нормы порождают права у любого человека, которые он может защищать в
судебном порядке, обращаясь к нормам конституции, а суд не имеет право отказать в
рассмотрении дела, вне зависимости на то есть или нет конкретизирующие данную норму законы
или нет. Также все государственные органы должны рассматривать нормы конституции в качестве
непосредственной нормативной основы право применения, данный факт свидетельствует о
больших социально-экономических преобразованиях и становлении гражданского общества.
Глава 2. Особенности конституционного закрепления прав и свобод граждан в РФ
2.1. Конституционные гарантии на реализацию прав и свобод граждан РФ
Человек, его права и свободы, провозглашаются Конституцией РФ высшей ценностью. Однако
несмотря на закрепление на конституционном уровне приоритета прав и свобод человека и
5
гражданина, данное положение, к сожалению, носит, по сути, декларационный характер,
поскольку государство оказалось практически не готовым обеспечить и гарантировать их полную
защиту.
В действительности же права и свободы человека не заняли достойного места в общественной
жизни, а их нарушение носит массовый характер. Возникло взаимное отчуждение
государственных структур и гражданского общества. В итоге ресурсы доверия граждан к
государству, его органам и должностным лицам на сегодняшний день оказались практически
исчерпанными.
В настоящее время российское общество постепенно приходит к пониманию важности проблем,
связанных с обеспечением прав и свобод человека, поскольку именно обеспечение прав и свобод
личности является основой правового государства, которое Россия стремится построить.
Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в нормативно-правовых актах Российской
Федерации, а также международных договорах, имеющих отношения к правам и свободам,
представляют собой результат продолжительного исторического развития общественнополитической мысли. Возникновение самой идеи прав человека произошло еще в древние
времена. На каждом историческом этапе развития общества и государства генезис прав человека
представлял собой одну из актуальнейших проблем.
2.2. Роль органов государственной власти в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в
РФ
Говоря о соблюдении прав и свобод человека в России, следует отметить, что, занимая
значительное место в деятельности всех государственных органов, и, являясь их важной
конституционной обязанностью, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, тем не
менее, не представляет собой содержание деятельности большинства из них, поскольку они
выполняют иные, поставленные перед ними главные задачи.
К числу важнейших органов государственной власти как субъектов обеспечения и защиты прав и
свобод человека и гражданина, в первую следует отнести Президента РФ, органы
законодательной власти (Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат
– Государственной Думы и Совета Федерации), органы исполнительной власти (Правительство РФ,
министерства, ведомства, службы и т.д.), органы судебной власти и прокуратуры, органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Ни в коем случае не умоляя роли перечисленных выше субъектов обеспечения прав человека,
остановимся несколько подробней на проблемах и перспективах обеспечения и защиты прав
человека в деятельности Уполномоченного по правам человека, в деятельности Прокуратуры РФ,
в деятельности Конституционного Суда РФ, а также в деятельности Президента РФ.
Последовательный анализ деятельности указанных субъектов позволил нам прийти к следующим
выводам:
1. Уполномоченный по правам человека, являющийся связующим звеном между гражданским
обществом и властью, который призван обеспечивать подчинение государственной власти праву,
контроль общества над властью, занимает особое место в механизме защиты прав и свобод
человека. Стоит также отметить, что именно институт Уполномоченного по правам человека в
правовых системах цивилизованных демократических государств является эффективным
6
механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности органов публичной
власти .
Вместе с тем, анализ действующего законодательства, регламентирующего деятельность данного
правозащитного института, наглядно демонстрирует нам, что Уполномоченный по правам
человека не имеет властных полномочий, способных незамедлительно разрешать любые
конфликты и споры, связанные с правами человека. Особенностью этого является посредническое
положение Уполномоченного по правам человека между гражданским обществом и властью,
между гражданином и чиновником. Поэтому институт Уполномоченного как никто другой может
видеть и оценивать последствия законотворческой и правоприменитель¬ной практики, выявлять
ее недостатки и давать соответствующие рекомендации .
Глава 3. Правовой анализ норм международно-правовых актов и Конституции РФ
3.1. Положения Всеобщей декларации 1948 года и Международных пактов 1966 года о правах и
свободах человека
Одним из основополагающих актов в части закрепления гарантий прав человека на
международном уровне можно назвать Декларацию прав человека , которая была принята ООН в
1948 году. Всеобщая декларация прав человека закрепила комплекс гражданских, политических,
экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Среди основных гражданских
прав, закрепленных в декларации, можно выделить: право на жизнь (ст. 3), на свободу от рабства
(ст. 4), свободу от пыток (ст. 5), признание правосубъектности каждого человека (ст. 6), равенство
всех людей перед законом (ст. 7), свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст.
9), рассмотрение дела каждого человека независимым и беспристрастным судом (ст. 10),
презумпцию невиновности (ст. 11), свободу передвижения и выбор местожительства, право
убежища (ст. 14), право на имущество (ст. 17), свободу мысли, совести и религии (ст. 18)[7]. В
Декларацию включены такие политические права, как: свобода мирных собраний и ассоциаций
(ст. 20); право принимать участие в управлении своей страной; право на равный доступ к
государственной службе (ст. 21). В систему экономических и социальных прав и свобод человека
включены: право каждого человека на социальное обеспечение (ст. 22); право на труд; право на
равную оплату за равный труд; право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение;
право создавать профсоюзы (ст. 23); право на отдых и досуг (ст. 24); право каждого на достойный
жизненный уровень (ст. 25).
3.2. Сопоставление положений 2-ой главы Конституции РФ и Всеобщей декларации прав и свобод
человека ООН
Сегодня показателем подлинной конституционной государственности является наличие в
государстве демократической конституции, причем, если она реально воплощена в
государственной организации и неукоснительно исполняется всеми – как органами власти, так и
гражданами. Положения конституционного права, которые определяют правовой статус человека
и гражданина, позволяют раскрыть сущность взаимоотношений человека, общества и
государства. Конституционный механизм реализации прав и свобод человека и гражданина
является одним из важных элементов, изучая который, можно судить об уровне
демократического развития государства, его политической и правовой стабильности .
7
Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила в гл. 2 основные права и свободы
человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права. В тексте Основного Закона России 1993 г. отсутствует разделение прав и
свобод на определенные группы (личные, политические, экономические, социальные, культурные
права и свободы), с указанием наименования видов прав или отношений, которые данные права
регулируют, в отличие от некоторых конституций зарубежных стран.
Заключение
Правовое положение и правовой статус личности являются базовыми конституционногуманитарными правовыми институтами ввиду многообразия входящих в их структуру
самостоятельных правовых компонентов.
Структуру конституционно-правового статуса личности составляют следующие элементы:
субъективные права, свободы, обязанности и законные интересы личности, сопряженные с
формализацией способов их государственного обеспечения, юридические гарантии и
юридическая ответственность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Хартия основных прав Европейского Союза (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // Московский
журнал международного права. – 2003. – № 2. – С. 302 – 314.
2. Билль о правах человека – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/hr_bill.shtml (дата обращения 27.05.2019)
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
// Российская газета. – № 67. – 1995.
4. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах». –
[Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ (дата
обращения 27.05.2019)
5. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»
// Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ,
от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398
7. Агарков К.Н. Проблемы и тенденции обеспечения защиты прав и свобод человека и
гражданина Конституционным Судом Российской Федерации / К.Н. Агарков, Н.А. Агаркова //
Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Права и свободы
человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики»/ Под общ. ред. Н.А. Щеголевой.
– Орел: ОФ РАНХиГС при Президенте РФ, 2014. – С. 11 – 15.
8. Аксюк И.В. Содержание защиты гражданских прав / И.В. Аксюк // Адвокат. – 2017. – № 10.
– С. 32 – 37.
8
9. Артюхов Э.Э. Правозащитная деятельность органов прокуратуры г. Санкт-Петербурга / Э.Э.
Артюхов // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение: сборник
научных трудов II Международной научно-практической конференции. – СПб.: Издательство САУ,
2016. – С. 34 – 43.
10. Баглай М.В. Конституционное право РФ / М.В. Баглай. – М.: Проспект, 2014. – 174 с.
11. Белякович Н.Н. Права человека и политика: философско-правовые основы / Н.Н.
Белякович. – Минск: Амалфея, 2009. – 412 с.
12. Белякович Н.Н. Социология творчества / Н.Н. Белякович. – Минск: ООО «Эдит ВВ», 2004. –
224 с.
13. Берко М.Н. Конституционный контроль - основное направление деятельности
конституционного суда Российской Федерации / М.Н. Берко // Экономика и право: современные
интеграционные процессы: сборник научных трудов Международной студенческой научнопрактической конференции, приуроченной к 20-летию Ставропольского филиала МПГУ.
Ставропольский филиал МПГУ. – Ставрополь, 2018. – С. 21-24.
14. Борисова Ю.А. Законодательная инициатива Уполномоченного по правам человека как
способ защиты прав граждан / Ю.А. Борисова // Органы государственной власти в системе
правозащитной деятельности на современном этапе: сборник научных трудов Международной
научно-практической конференции. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета
управления и экономики, 2016. – С. 34 – 46.
15. Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека / Я.А. Бороздина //
Международное публичное и частное право. – 2015. – № 6. – С. 47 – 51.
16. Бутылин В.Н. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов
внутренних дел (огранизационно-правовые аспекты): Курс лекций / В.Н. Бутылин, И.В. Гончаров,
В.В. Барбин, //Академия управления МВД России. – М.: Норма, 2014. – 232 с.
17. Войде Е.Г. Деятельность государства по обеспечению прав человека и проблемы ее
совершенствования / Е.Г. Войде // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2014. – № 3. –
С. 21 – 24.
18. Глушкова С.И. Права человека и гражданина в контексте глобализации / С.И. Глушкова //
Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов «круглого стола». – М.:
Велби, 2015. – С. 46 – 51.
19. Головистикова А.Н. Права человека. / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына. – М.: Право,
2014. – 445 с.
20. Дешко Л.Н. Уполномоченный по правам человека в системе организационно-правовых
гарантий прав и свобод человека и гражданина / Л.Н. Дешко // Вестник Московского городского
педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2015. – № 1 (17). – С. 11 – 19.
21. Джамбулатов С.И. Участие органов президентской власти в защите прав и свобод человека
и гражданина / С.И. Джамбулатов // Пробелы в российском законодательстве. – 2015. – № 3. – С.
23 – 26.
22. Долгих Е.А. Уполномоченный по правам человека: власть безвластного органа / Е.А.
Долгих // Вестник международных научных конференций. – 2015. – № 9 (13). – С. 91 – 93.
9
23. Каратаева Л.А. Культурные права и свободы человека и гражданина – самостоятельная
группа прав и свобод / Л.А. Каратаева // Административное и муниципальное право. – 2015. – №
3. – С. 31 – 35.
24. Колесова Н.С. Международно-правовые механизмы регулирования проблем человека:
опыт Российской Федерации / Н.С. Колесова // В сборнике: Международная защита прав человека
и государственный суверенитет Материалы международной научно-практической конференции.
под общей редакцией Т.А. Сошниковой. – 2015. – С. 114 – 120.
25. Комаров С.А. Личность. Права и своды. Политическая система / С.А. Комаров, И.В.
Ростовщиков. – СПб.: Питер, 2014. – 336 с.
26. Крючкова Е.А. К вопросу о реализации статуса Президента РФ как гаранта конституции
Российской Федерации / Е.А. Крючкова // Конституция Российской Федерации: 20 лет спустя:
материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2014. – С. 32 – 34.
27. Малевич К.С. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. – М., Гилея, 2004. – 1173 с.
28. Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: НОРМА, 2016. – 788 с.
29. Никифорова С.А. Конституционный контроль как элемент реализации конституции в
российской федерации / С.А. Никифорова // Проблемы и перспективы развития науки в России и
мире: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. –
Стерлитамак, 2019. – С. 218-220.
30. Протасов Г.В. Конституционный контроль в обеспечении конституционно-правового
регулирования / Г.В. Протасов // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной
власти: теория и практика по материалам Всероссийской научно-практической конференции,
посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации. Поволжский институт управления
имени П.А. Столыпина. – 2018. – С. 197-199.
31. Сергеева А.П. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект,
2015. – Т. 1. – 1006 с.
32. Синцов Г.В. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте
Российской Федерации как инструмент защиты прав и свобод неопределенного круга лиц / Г.В.
Синцов // Юридический мир. – 2014. – № 5. – С. 8 – 10.
33. Шестакова Т.С. Институт Уполномоченного по правам человека в России: проблемы и
перспективы развития / Т.С. Шестакова // Вестник юридического факультета Коломенского
института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный
университет (МАМИ)». – 2016. – № 7. – С. 51 – 58.