Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной международной экономике научно-технический прогресс и инновации стали главным фактором, который формирует сравнительные преимущества и определяет международную конкурентоспособность страны.
Однако различия в обеспеченности базовыми факторами производства, их качественных характеристиках на фоне стремления к странам получения технологического и экономического лидерства объективно обусловливают потребность в международном научно-технологическом обмене.
Интенсивное развитие международного научно-технологического обмена, обусловлено ускорением темпов научно-технического прогресса и радикальным сокращением промежутка времени между появлением новой технологии, и ее использованием в массовом производстве, отмечается со второй половины XX века.
В современных условиях оно превратилось в наиболее динамичную форму международных экономических отношений и в перспективе эти тенденции будут сохраняться.
В условиях глобализации экономических процессов на современном рынке и углубления международного разделения труда, подъем высокотехнологического сектора национальной экономики, становится стратегическим приоритетом для многих стран мира. В научной литературе авторы имеют разные взгляды относительно определения сущности понятия «высокотехнологичная продукция» .
Рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится все более важной частью международных экономических отношений, поскольку глобальное производство товаров и услуг в области ИКТ составляет 6,5% от мирового ВВП, где занято около 100 млн человек . С 2010 по 2016 г. экспорт услуг данной сферы вырос на 40%, при этом мировые электронные продажи достигли 25,3 трлн долл. . Сектор ИКТ рассматривается как один из основных факторов экономического роста всех стран мира, который обеспечивает доступ к мировым рынкам факторов производства и повышает конкурентоспособность каждой из стран. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости анализа основных тенденций развития рынка ИКТ, что позволит оценить перспективы развития мировой экономики.
На данный момент существуют следующие перспективы развития мирового рынка технологий:
1) Поскольку изобретательская и патентная активность является основной предпосылкой научно–технологического обмена, то, важной для развивающихся стран будет является интеграция в международный рынок патентов и изобретений, что даст им возможность не только пользоваться изобретениями, патенты которых находятся в собственности субъектов других стран, но и развивать собственную изобретательскую и патентную деятельность.
2) Приоритетным мероприятием в завоевании мировых рынков является эффективная защита и сохранение права собственности на изобретения, полезные модели, промышленные образцы за изобретателями, которые потенциально смогли бы выступать лицензиарами, заключая сделки с иностранными партнерами.
3) Открытие мировых рынков дает возможность ученым выгодно пользоваться своим интеллектуальным багажом, однако они преимущественно не имеют опыта предпринимательской деятельности и не всегда понимают правила игры на международном рынке интеллектуальной собственности.
4) учитывая важность роли государства в создании благоприятных условий для развития высокотехнологичной сферы представляется целесообразным оказание поддержки изобретателям на всех этапах патентования.
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности развития международного рынка технологий.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты международного рынка технологий;
2) проанализировать особенности развития международного рынка технологий.
Объект исследования – международный рынок технологий.
Предмет исследования – развитие международного рынка.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Основные черты и стратегии международного рынка технологий
Начиная со второй половины ХХ века развитие наукоемких отраслей промышленности, производство и продажа высокотехнологичных товаров, разработка и внедрение новых технологий является одним из факторов экономического роста страны. Научно-техническое развитие определяет положение страны на мировом рынке, а обладание современными технологиями позволяет достичь преимуществ в конкурентной борьбе и является эволюцией технологического развития.
К высокотехнологичной продукции относят продукцию, при производстве которой уровень наукоемкости (затраты на исследования и разработки в соотношении с результатами производства) составляет не менее 3,5 %, в случае если доля затрат на науку более 8,5 %, то данное производство является ведущей наукоемкой технологией .
Критерии отнесения продукции и отраслей к высокотехнологичной были пересмотрены Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2009 году. Высокотехнологичной отрасль считается, когда доля НИОКР составляет более 7 %. Высокотехнологичная продукция, как и высокие технологии, характеризуются инвестиционной привлекательностью, инвестиционными рисками, высоким потенциалом роста и высокой доходностью.
К высокотехнологичной продукции относится продукция, удовлетворяющая критериям:
– научно-технической новизны;
– внедрения товаров, работ, услуг;
– экономического эффекта реализации товаров, работ, услуг;
– наукоемкости товаров, работ, услуг;
– высокотехнологичности товаров, работ, услуг;
– соответствия приоритетным направлениям развития науки, технологий Российской Федерации и техники в Российской Федерации (данные приоритетные направления, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899, включают в себя направление энергоэффективности и энергосбережения).
К высокотехнологичной относится продукция таких отраслей, как:
– авиакосмическая;
– медицинского оборудования;
– точных и оптических приборов;
– производства компьютеров;
– фармацевтическая;
– вооружения;
– телекоммуникации.
На сегодняшний день в производстве и торговле высокотехнологичной продукцией и технологиями наметились явные лидеры, но для начала на основании данных Всемирного банка рассмотрим суммарный экспорт высокотехнологичной продукции в млрд $.
Возникновение товарно-денежных отношений, которые носят систематический, всеобщий и объективный характер, привело к появлению необходимости измерения и сравнения объектов купли-продажи, т.е. определению стоимости товара. Согласно экономической теории, выделяется две концепции стоимости товара – теория предельной полезности и трудовая теория стоимости. Данные теории различаются между собой характеристикой стоимости продукта с противоположных сторон. Теория предельной полезности характеризует продукт с его качественной стороны. Стоимость продукта (блага), согласно данной теории, может быть определена отдельным покупателем с субъективной стороны, в соответствии с ожидаемым полезным эффектом от употребления этого блага (продукта). Теория трудовой стоимости, в свою очередь, рассматривает благо (продукт) с количественной стороны. С этой точки зрения стоимость блага (товара) представляет собой объективное количественное значение меновой стоимости, которая может быть определена посредством оценки трудовых затрат при производстве продукта. Такой продукт труда, который предназначен для процесса купли-продажи называют товаром .
Теория трудовой стоимости разделяет два направления стоимости товара - потребительскую и меновую стоимость. Количественная сторона товара определяется с помощью меновой стоимости, тогда как потребительская стоимость характеризует товар с качественной стороны. Потребительская стоимость представляет собой некий предмет, способный удовлетворить определенные потребности людей
На сегодняшний день на рынке огромное количество всевозможной продукции с самыми различными ценами, казалось бы, на одинаковые товары и в то же время равными ценами на товары, очевидно, с точки зрения покупателя, данным ценам не соответствующие. Каждый из потребителей отдает предпочтение тому товару, который представляет для него самую большую ценность. Иными словами, как отмечает Ф. Котлер, «стремится максимизировать ценность», отталкиваясь от своего представления о качестве товара, его стоимости и всевозможных затратах на его эксплуатацию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребительская ценность товара не является равной для всех покупателей, она индивидуализирована для каждого из потребителей. Однако, несмотря на это, в основном, в соответствии с законами математической статистики, средняя установленная рыночная ценность товара практически всегда приближена к его подлинной потребительской стоимости. Многие предприятия в нынешних рыночных условиях сталкиваются с довольно жесткой конкуренцией в своей сфере деятельности, которая с каждым годом все больше и больше имеет место быть. Основная масса лидирующих западных компаний перешла от «философии товара и сбыта» к «философии потребителя и маркетинга».
Потребительской стоимостью наделяется не любой продукт труда. Так, построенный дом способен удовлетворить его жильцов в потребности в жилье, если он соответствует современным требованиям, находится в приемлемом для жизни состоянии. Однако, если дом из-за своего износа постепенно разрушается, купить его желающих не будет, следовательно, такой дом можно назвать продуктом труда, но он уже не имеет потребительской стоимости. Таким образом, потребительская стоимость товара определяется его качественными характеристиками. Не только продукты труда, но и такие продукты природы, как вода, лес, ягоды и грибы, могут обладать потребительской стоимостью. Продукты труда, созданные в натуральном хозяйстве, наделены потребительской стоимостью. При товарном производстве потребительская стоимость будет товаром, если она может удовлетворить потребности людей .
Ведущие компании акцентируют колоссальное внимание на изучение и удовлетворение нужд потребителя. Для того, чтобы заслужить высокое место на современном рынке, предприятиям просто необходимо предоставить своим потребителям какую-либо ценность, в качестве товара или услуги, тем самым обеспечить потребителя самым лучшим и качественном продуктом. Однако и этого не всегда достаточно, помимо выше сказанного, необходимо сформировать у потребителя определенное понятие значимости товара, которое будет связанно с самим предприятием или же продукцией, которую оно производит.
Современное развитие общества и экономики характеризуется необходимостью трансформации в новую экосистему (цифровую экономику). Данная необходимость определяется, в первую очередь, потенциалом, накопленным в области производства информационных технологий. Развитие электроники, телекоммуникационных технологий, программного обеспечения создали предпосылки к новой форме взаимодействия и управления во всех отраслях экономики. В историческом аспекте многие отрасли начали процессы автоматизации, информатизации и интеллектуализации ещё во второй половине XX в. При этом скорость развития процессов была неоднородна, что привело к различному уровню цифровизации в отраслях.
Применение технологий цифрового производства крайне важно для предприятий, выпускающих сложную высокотехнологичную продукцию: в космической отрасли, в авиационной отрасли, энергомашиностроении, атомной промышленности, в отдельных областях судостроения, машиностроения и станкостроения.
Растет потребность в комплексных решениях, позволяющих выйти за рамки таких узких задач и в целом анализировать предприятие, выделить его потребности, проблемные зоны. Также растет интерес к комплексным решениям прогнозирования поведения покупателей и надежности работы собственного оборудования. Популярность набирают и решения для целевого планирования производства, учитывающие множество факторов и критериев: физические ограничения мощностей, конкурентную и макроэкономическую среды предприятия .
Невозможно выделить что-то одно и назвать это самым приоритетным направлением или решением для цифровизации российской промышленности. Существует государственная программа «Развитие промышленности и обеспечение ее конкурентоспособности», основные приоритеты, указанные в программе: цифровые технологии проектирования и производства, робототехника, разработка инженерного программного обеспечения, применение аддитивных технологий, интеллектуальные системы управления производством и т. п.
Цифровые фабрики, виртуальное проектирование и т.п. – это инструменты, которые должны помогать создавать конкурентоспособные продукты и производственные системы. Для того, чтобы производство было конкурентоспособным, необходимо постоянно изменяться, оперативно реагировать на появление новых программных продуктов, создавать свои программные продукты и т. д. Отметим, что в государственных программах на первое место выносится технический аспект цифровизации экономики, во многих исследованиях также делается упор на техническую и юридическую сторону применения информационных технологий, при этом экономический аспект от цифровизации процессов в экономике и обществе остается на втором плане.
Информационные технологии в последнее время стали применяться все чаще, ныне они затрагивают практически каждую область жизни человека. Не осталась в стороне и социальная сфера. Применение информационных технологий в этой среде позволяет разрешить актуальные проблемы совершенствования социальной системы.
Информационные технологии обладают некоторыми весьма выгодными свойствами, такими как:
- Пластичность и эластичность;
- Ликвидность;
- Способность к приспособлению к неожиданным воздействиям извне.
Социальная среда испытала серьезные изменения, в последние годы вовсе была модернизирована. В результате этих процессов информационные технологии предстали в виде фундамента общества, поскольку именно с их помощью открылись пути улучшения и автоматизирования процессов обработки и анализа информации. Это важно, поскольку информационные данные способны отражать состояние общества, отдельных его элементов (социальных слоев, групп, институтов и организаций), и, к тому же, они занимают довольно значимое место в жизненном процессе всего человеческого общества.
Сегодня – это то самое время, когда жизнь человека практически невозможно представить без технологий. Мы не можем обойтись без компьютера, гаджетов, наша квартира имеет как минимум несколько автоматизированных приборов, которые очень сильно упрощают наши жизни. В повседневной жизни мы также сталкивается с большим объемом информации, и для того, чтобы учесть ее всю, мы пользуемся телефонами, ноутбуками, планшетам, электронными книгами. Перед грядущим поколением информационные технологии представляют множество перспектив. Среди них такие, как:
- Широкие возможности применения как своих, так и чужих знаний;
- Возможность использования большого объема систематизированных данных и материалов по конкретной тематике. При этом людям приходится адаптироваться к новой социальной среде. Ее потенциальность, технологизированность может пугать человека, но если привыкнуть к ней, то открываются возможности извлекать пользу.
- Потенциальность и тенденции к саморазвитию социальной среды можно представить в виде двух ключевых факторов.
Во-первых, это вся совокупная и накопленная информация, а во-вторых, более конкретизированные и теоретизированные научные знания
1.2 Структура мирового рынка технологий
Высокие технологии — это наиболее новые и прогрессивные технологии современности, которые являются важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоемкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолетостроение, космическая техника и микробиологическая промышленность . Характеристика каждой отрасли приведена в таблице 1.
Таблица 1
Виды высоких технологий
Вид высоких технологий Характеристика вида Начало развития Отрасли и сегменты отраслей
Биотехнологии Методы получения веществ с заданными свойствами с использованием биологических систем или организмов
1940-е гг. (начало применение антибиотиков)
Микробиология, генная и клеточная инженерия, в том числе производство ферментов, продуктов питания, органического топлива и др.
Микроэлектроника Создание электронных устройств, основанных на полупроводниках 1948 г. (изобретение транзистора)
Производство цифровых микросхем, компьютеров и периферийных устройств
Информационные технологии Методы сбора, хранения, обработки, передачи и защиты информации с применением компьютера 1950-е Разработка программного обеспечения, баз данных телекоммуникации, мобильная связь, Интернет, навигационные системы и т. п.
Атомная энергетика Преобразование ядерной энергии в электрическую и тепловую 1950-е Атомные электростанции
Аэрокосмическая деятельность и приборостроение Разработка материалов, устройств и технических узлов, пригодных для использования в космосе 1950-е Авиа-, ракетостроение, вооружения, бытовые приборы
Робототехника Создание автоматизированных технических систем 1950-е Промышленность (конвейер), быт, вооружения и т. д.
Нанотехнологии Создание микроскопических устройств 1990-е Лечение раковых опухолей, разработка качественно новых материалов с особыми оптическими, адсорбционными иными свойствами.
Технологии выступают на мировом рынке в виде не