Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что анализ нормативных актов в Российской Федерации, касающихся института перевозки в прямом смешанном сообщении, в частности перевозки пассажиров, позволяет прийти к выводу, что они не способны в полной мере урегулировать взаимоотношения в указанной сфере. «Особенностью регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении является концептуальное заимствование основной массы нормативного материала из утратившего актуальность законодательства, предназначавшегося для регламентации отношений, складывающихся в рамках плановой экономики». В современных мегаполисах для органов власти все большую актуальность приобретают вопросы развития транспортной системы. Одной из основных задач на этом направлении является перераспределение нагрузки на городские пассажирские перевозки
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правами и обязанностями пассажира по договору перевозки.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие права и обязанности пассажиров по договору перевозки.
Задачами работы ставится:
• исследовать права и обязанности пассажиров;
• проанализировать актуальные вопросы прав и обязанностей пассажира по договору перевозки;
• выявить проблемы расторжения договора перевозки;
• рассмотреть отказ в заключении договора воздушной перевозки с пассажиром.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Характеристика и актуальные вопросы прав и обязанностей пассажира по договору перевозки
1.1. Права и обязанности пассажиров
Стороны договора перевозки пассажира и багажа - перевозчик - владелец транспорта общего пользования, осуществляющий регулярные перевозки, и пассажир - физическое лицо, имеющее правовой статус потребителя.
Определенной спецификой обладает договор воздушной перевозки. В частности, договор воздушной перевозки пассажира не предусматривает обязанность перевозчика исполнить обязательство лично. Условия такого договора предусматривают лишь обязанность перевозчика перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения. Допускается передача обязанности по воздушной перевозке другому перевозчику (ст. ст. 102, 106 Воздушного кодекса, ст. ст. 784, 786 ГК ).
Пассажир вправе требовать от перевозчика доставки его и багажа в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок (ст. 792 ГК). Пассажир имеет право требовать предоставления в транспортном средстве конкретного места для сидения либо спального места, если это предусмотрено соответствующими правилами перевозки пассажиров и условиями договора (указано в проездных документах), например при междугородних перевозках, перевозках пассажиров поездами дальнего следования. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК). Пассажир вправе предъявлять к перевозчику требования о предоставлении достоверной информации об оказываемой услуге и иные требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей. Транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта пассажиру могут быть предоставлены и иные права, а также установлены ограничения. У перевозчика, соответственно, возникают корреспондирующие с правами пассажира обязанности.
Пассажир обязан уплатить перевозчику установленную на основании тарифов плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК, ст. 790 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 24 УАТ, п. 2 ст. 103 Воздушного кодекса ).
Перевозчики всех видов транспорта обязаны застраховать жизнь и здоровье пассажиров (ст. 936 ГК), а также риски гражданской ответственности.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, Законом о защите прав потребителей, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793, ст. ст. 795, 796, 800, 1084 - 1094 ГК, ст. ст. 107 - 113 УЖТ, ст. ст. 34 - 36 УАТ, ст. ст. 116 - 121 Воздушного кодекса, ст. ст. 103.1, 116 КВВТ, ст. ст. 186 - 196 КТМ ).
Более конкретно рассмотрим права и обязанности пассажира при перевозке на внутреннем водном транспорте. Необходимость более детального урегулирования прав и обязанностей пассажира по сравнению с перевозчиком всегда диктовалась двумя причинами. Во-первых, потребитель, в силу монополистических черт транспорта является более уязвимой стороной в таких правоотношениях. Во-вторых, права и обязанности перевозчика конкретизируются в соответствующих подзаконных нормативных правовых актах. Такая детальная урегулированность статуса перевозчика подзаконными актами освобождает уровень закона от скрупулезного регламентирования данной сферы. Хотя, как уже указывалось, должен быть определенный лимит подзаконного нормотворчества, так как достичь на правовом уровне должного баланса интересов в отношениях перевозчиков и пассажиров (потребителей) можно только на уровне закона. Свою роль в этом играет КВВТ РФ, нормы гл. 40 ГК РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей», но тем не менее не помешало бы более детально оговорить права перевозчика и его основные обязанности, а также несколько более развернуто очертить обязанности пассажира.
Права пассажира можно также разделить на несколько групп:
- в момент заключения договора перевозки;
- во время исполнения договора, то есть в ходе рейса.
В свою очередь, в данных группах прав пассажира можно выделить права, которые связаны с заключением договора, с его исполнением, изменением, и права, связанные с отказом от исполнения договора. В общих чертах права пассажира очерчены в ст. 786 ГК РФ, в статье 100 КВВТ РФ они конкретизированы. В п. 1 данной статьи они расположены не системно, просто путем перечисления, что не мешает их анализу.
Прежде всего, пассажир имеет право приобрести билет или иной проездной документ в зависимости от вида маршрута и (или) наличия льготы. Билет может быть приобретен на пассажирское место любой категории и до любого порта, находящегося на маршруте рейса. Информация о продаже билетов размещается как на самом судне, так и в портах. Продажа билетов осуществляется в кассах или на судне. Пассажирам-льготникам билет выдается при предъявлении ими удостоверяющего льготу документа, неправильное оформление или отсутствие которых лишает пассажира права на льготный проезд. Билет на бесплатный проезд всегда является именным. Допускается доставка билетов по указанному пассажиром адресу на основании заявок. Далее, пассажир имеет право занять на судне место в соответствии с билетом. Впрочем, данное право особо не нуждается в упоминании - это логично вытекает из приобретения пассажиром билета. Если место в соответствии с билетом пассажиру не предоставлено, перевозчик должен предоставить другое место, в том числе если оно и классом выше. Если место, предоставляемое взамен указанного в билете места, стоит меньше, пассажиру выплачивается разница в стоимости.
Далее пассажир вправе провозить с собой бесплатно ребенка не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет - по льготному тарифу. Для получения права на льготный проезд детей необходимо представить копию свидетельства о рождении.
Ручная кладь, которую пассажир вправе провозить с собой, это предметы, вещи установленных абзацем 3 п. 1 статьи 100 КВВТ РФ габаритов и массы, которые не входят в состав багажа и не являются грузом, перевозимым для личных нужд. Перевозчик не отвечает за сохранность ручной клади, обязанность эта полностью лежит на пассажире. В качестве ручной клади запрещается провозить огнестрельное оружие, взрывчатые, легко воспламеняющиеся и огнеопасные вещества, а также вещи, которые в силу своих свойств могут повредить или уничтожить вещи других пассажиров. Ручная кладь, если она не превышает по своим характеристикам указанные в статье 100 КВВТ РФ требования, провозится бесплатно. Если ручная кладь превышает указанные в данной статье нормы, она (сверх таких норм) подлежит перевозке в качестве багажа за плату.
Пассажир вправе делать остановку в пути следования при дальности маршрута от 500 км и более. Такая остановка не должна превышать 10 суток. Аналогичная норма содержится и в правилах перевозки. Пассажир должен не позднее чем через час после прибытия судна заявить о такой остановке в администрации порта. Уполномоченное должностное лицо порта делает об
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410,
3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 12.03.2001, N 11, ст. 1001.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, N 12, ст. 1383.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
9. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, N 2, ст. 170.
10. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ, 12.11.2007, N 46, ст. 5555.
11. Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» // Собрание законодательства РФ, 18.06.2012, N 25, ст. 3257.
12. Федеральный закон от 05.12.2017 N 379-ФЗ «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.12.2017, N 50 (Часть III), ст. 7550.
13. Федеральный закон от 05.12.2017 N 376-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.12.2017, N 50 (Часть III), ст. 7547.
14. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
15. Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности // Собрание законодательства РФ, 07.03.2005, N 10, ст. 851.
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2015.
17. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016). Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 10, октябрь, 2017.
18. Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 9.
19. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 4-КГ17-20 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Зардов Р.С. Об условиях, ущемляющих права потребителя // Право и экономика. 2019. N 2. С. 37.
21. Карпеев О.В. Правовое регулирование организации перевозки в прямом смешанном сообщении: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 5 - 6.
22. Котухов С.А., Бирюкова Т.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта
23. Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (постатейный) / под ред. С.Ю. Морозова // СПС КонсультантПлюс. 2015.
24. Матвеева Н.А. Перевозка несовершеннолетних пассажиров различными видами транспорта // Безопасность бизнеса. 2018. N 1. С. 28.
25. Стригунова Д.П. Договор перевозки пассажира в российском законодательстве // Современное право. 2012. N 7. С. 92.
26. Чулкова Л. Аренда воздушных судов. Налоговые последствия. Правоприменительная практика // Налоговый вестник. Консультации. Разъяснения. Мнения. 2016. N 1. С. 108 .