Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы изучения особенностей реализации местного самоуправления в сельских
поселениях Российской Федерации связана с развитием и изменением нормативно–правовой базы
местного самоуправления и, в особенности, местного самоуправления сельских поселений. В
настоящее время, согласно Конституции РФ, на всей территории России признается и гарантируется
3
местное самоуправление, которое осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно как
непосредственно, так и через своих представителей. На самом низовом, первом уровне, организация
местного самоуправления осуществляется в поселениях, в том числе сельских поселениях. Местное
самоуправление является особой формой публичной власти, которая не входит в систему
государственной власти.
Важнейшей задачей реформирования местного самоуправления в Российской Федерации при
реорганизации местного самоуправления является совершенствование управления на местах и
децентрализация власти. Данное решение имеет потенциал к укреплению экономической базы и
улучшению уровня жизни населения сельских поселений, где наиболее остро стоит вопрос
финансовой самостоятельности. Важнейшим компонентом экономической основы местного
самоуправления является средства местного бюджета.
Местному самоуправлению в действующем законодательстве определена важнейшая роль
объединения интересов общества и государства, даны возможности непосредственного участия в
принятии решений на местном уровне. При этом следует признать, что в настоящее время при
реализации местного самоуправления в сельских поселениях широкое распространение получила
практика делегирования полномочий сельских поселений на уровень муниципального района, что
подменяет и, тем самым, снижает роль органов местного самоуправления в принятии решений на
местном уровне. Заключение соглашений между сельским поселением и районом о передаче
полномочий по решению вопросов местного значения блокирует развитие межмуниципального
сотрудничества в части хозяйственного взаимодействия, в то время, как экономический потенциал
для укрепления экономической базы поселения достаточно велик. Указанные недостатки, в первую
очередь, имеют связь с порядком формирования органов местного самоуправления. Существующий
выборный порядок, признавая независимость выборных из числа местного населения, на фоне
низкой бюджетной обеспеченности сельских поселений, ставит сложную задачу организации
необходимого уровня профессиональной компетенции, необходимой для достижения целей и
задач, осуществляющихся органами местного самоуправления. Обеспечение надлежащего уровня
компетентности выборных лиц, как глав администраций, так и депутатов представительного органа,
определяет качество и эффективность деятельности органов местного самоуправления и, тем самым,
коренным образом влияет на темп социально–экономического развития сельского поселения.
Оценка существующей ситуации в реализации местного самоуправления сельских поселений
позволит выявить недостатки и определить необходимость внесения изменений в нормативно–
правовую базу, уточнить статус для расширения возможностей органов местного самоуправления, в
том числе, в таких сложных направлениях, как совершенствование работы представительных органов
и осуществление межмуниципального сотрудничества. Такая задача полностью отвечает тенденциям
современного правового государства, где в центре системы ценностей находятся интересы человека.
Значительный период реформирования местного самоуправления, как на федеральном, так и на
региональном и местных уровнях, повлек за собой большой объем нерешенных вопросов, изучение
и совершенствование которых позволит сделать более эффективной реализацию местного
самоуправления при решении вопросов общественного значения для улучшения качества жизни
населения сельских поселений.
Значительный вклад в исследование особенностей реализации местного самоуправления внесли
работы таких авторов, как Костюков А.Н., Пешин Н.Л. и др.
Объект работы – полномочий между муниципальным районом и сельским поселениями.
4
Предмет работы – разграничение полномочий между муниципальным районом и сельским
поселениями
Цель работы – изучить разграничение полномочий между муниципальным районом и сельскими
поселениями, входящими в его состав.
Задачи, поставленные в работе:
изучить территориальные основы местного самоуправления;
рассмотреть разграничение полномочий между муниципальным районом и сельским
поселениями;
раскрыть вопросы разграничения полномочий между муниципальным районом и сельским
поселениями, входящими в его состав;
представить организационно–экономические основы решения органами муниципальной
власти в сельских поселениях вопросов местного значения;
разработать пути совершенствования нормативно–правового регулирования в части
разграничения полномочий муниципального района и сельских поселений.
Методологическая основа исследования представлена общенаучными методами: системно–
структурным методом, методом аналогии и некоторыми другими; обще–логическими приемами:
анализа и синтеза, а также специальными методами юридического исследования: сопоставительным
методом, формально–юридическим методом.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из двух глав, каждый из которых
посвящен решению собственной задачи, а также введения, заключения и библиографического
списка.
Глава 1. Теоретические основы разграничения полномочий между муниципальным районом и
сельским поселениями, входящими в его состав
1.1. Территориальные основы местного самоуправления
Термин «муниципальное образование» был введен Гражданским кодексом Российской Федерации
в 1994 году, где указано, что «городские, сельские поселения и другие муниципальные образования
выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с
иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами». На сегодняшний день
в отечественной научной литературе существует несколько подходов к определению понятия
местного самоуправления. Так, А.Н. Костюков, предлагает свою классификацию объектов
муниципально–правовых отношений и отмечает, что в целом, в качестве объектов муниципально–
правовых отношений выступает муниципальная власть, территория муниципального образования,
имущественные и неимущественные блага, действия и решения субъектов правоотношений. В свою
очередь, О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев, дают следующее определение: муниципальное образование –
это населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в
5
целях решения вопросов местного значения. Обязательными признаками каждого муниципального
образования, по мнению ученых, являются:
− наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта
Федерации в соответствии с требованиями Закона 2003 года;
− наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные
вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления;
− наличие собственной экономической основы, которую составляют находящееся в
муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные
права муниципальных образований;
− наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления;
− наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов,
составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования
(они принимаются населением непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного
самоуправления);
− право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими
правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные
местные традиции и особенности.
Наиболее точно конституционно–правовой статус местного самоуправления установлен ст. 3 (часть
2), ст. 12, ст.32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации . Согласно Конституции, в Российской
Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в
пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
управлении делами государства как непосредственно (участвовать в референдуме), так и через своих
представителей − через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Конституционным судом РФ устанавливается, что границы местного самоуправления
устанавливается в пределах муниципального образования как «территории компактного проживания
населения, призванного обеспечить ее социально–экономическое развитие в качестве элемента
комплексного социально–экономического развития территории субъекта Российской
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от
30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства
РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ // Собрание
законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190–ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 1 (часть I). – ст. 16.
6
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ //
Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст.3301.
5. Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136–ФЗ // Российская газета. –
2001. – № 211–212.
6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 14. – ст. 1652.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – № 202. – 12 октября.
8. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов
/ Н. И. Глазунова. – М.: Проспект, 2016. – 630 с.
9. Кайль, Я. Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я. Я.
Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 364 с.
10. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р. Т.
Мухаев. – М.: Юнити–Дана, 2018. – 684 с.
11. Наумов, С. Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С. Ю.
Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 556 с.
12. Наумов, С. Ю. Система муниципального управления: учебное пособие / С. Ю. Наумов. – М.:
Инфра–М, 2017. – 304 с.
13. Орешин, В. П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.
П. Орешин. – М.: Инфра–М, 2016. – 320 с.
14. Рой, О. М. Основы государственного и муниципального управления: Стандарт третьего
поколения / О. М. Рой. – СПб.: Питер, 2016. – 400 с.
15. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О. М.
Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 368 с.
16. Халиков, М. И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие /
М. И. Халиков. – М.: Флинта, 2018. – 480 с.
17. Чиркин, В. Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В. Е.
Чиркин. – М.: Норма, 2018. – 432 с.
18. Шамарова, Г. М. Основы государственного и муниципального управлении: учебник / Г. М.
Шамарова. – М.: Синергия, 2016. – 320 с.
19. Шедько, Ю. Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю. Н.
Шедько. – М.: Юрайт, 2016. – 570 с.
20. Яновский, В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.
В. Яновский. – М.: КноРус, 2018. – 200 с.