Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одной из основополагающих характеристик государства, закрепляемой на конституционном уровне, является форма его устройства.
Современная модель российского федерализма заложена Конституцией РФ 1993 г. На ее основе сформировалась новая конституционно-правовая система в соответствии с принципами федерализма как основополагающими началами в целях упрочения и развития суверенной российской государственности и государственности народов, самоопределившихся в форме национально-территориальных государственных образований в составе Российской Федерации. Конституционные принципы федерализма генерируют системные взаимосвязи, обусловливающие единство федеративного государства со столь различающимися субъектами РФ, наполняются конкретным содержанием федеральными законами и законами субъектов Федерации, которые не просто повторяют федеральные нормы, а регулируют то особенное, что объединяет население той или иной территории и всей страны в целом.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с федерализмом.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие принципы федерализма, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение принципов федерализма.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть принципы федерализма;
• исследовать государственный суверенитет;
• проанализировать разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
• рассмотреть единство правовой системы, при которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации;
• изучить самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Принципы федерализма и государственный суверенитет
1.1. Принципы федерализма
Принцип федерализма носит комплексный, многогранный характер. Комплексное содержание принципа федерализма в финансовом праве пронизывает все его институты, определяет сущность складывающихся финансовых правоотношений и гарантирует Российской Федерации и субъектам РФ установленный законодательством финансово-правовой статус.
Являясь общеправовым, исходным началом финансового права и имея конституционное установление, принцип федерализма в финансовом праве является ориентиром для правового регулирования разнообразных направлений финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Реализация конституционного принципа федерализма оказывает существенное влияние на финансовую деятельность не только Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, но и муниципальных образований. Это обусловило закрепление за ними собственной финансовой компетенции, компетенции в сфере финансов, порядок разграничения доходов и расходов между государственными и местными бюджетами, отнесение права установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и т.д.
Реализация данного принципа при правовом регулировании финансовых отношений представляет собой закрепление в финансовой сфере существующего государственного устройства Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и получившего дальнейшее развитие в федеральных конституционных законах, федеральных законах, договорах, заключенных между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также в Конституциях (уставах) и в законах субъектов РФ.
Рассмотрим конкретизацию принципа федерализма в некоторых статьях Конституции Российской Федерации. Это, например:
1) государственный суверенитет (ст. 4);
2) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);
3) равноправие субъектов РФ (ч. ч. 1 и 4 ст. 5);
4) единство правовой системы, при которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15);
5) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5);
6) самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12);
7) закрепление полномочий, находящихся в ведении Российской Федерации (ст. 71);
8) закрепление полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и другие статьи Конституции Российской Федерации.
1.2. Государственный суверенитет
Суверенитет - это общепризнанное свойство государства, однако определить это свойство очень непросто.
Под государственным суверенитетом следует понимать конститутивное свойство политико-территориального образования осуществлять всю полноту публичной власти, юрисдикционного верховенства и ответственности в пространственно-временном и личностном континууме сферы действия своей национально-правовой системы, а также его независимость и самостоятельность как субъекта международного права при осуществлении внешней политики и международных отношений.
Опасность нечетких теоретических представлений особо проявляется в выделении понятия «национальный суверенитет».
На практике термин «национальный» всегда связывается с представлением о национальности, о принадлежности к конкретной национальности. Представление о верховенстве (суверенитете) конкретной национальности, пусть даже государствообразующей национальности, в современном многонациональном государстве чрезвычайно опасно и является источником национальных конфликтов, в том числе и вооруженных. Признание существования «национального суверенитета» в федеративном государстве, в составе которого имеются субъекты федерации, образованные по национально-территориальному принципу, неминуемо приведет к распаду федерации.
К использованию термина «национальный» в многонациональном государстве следует подходить очень осторожно. Исторический опыт показывает, что это может привести к тяжелым последствиям. В этой связи следует сказать, что неприемлемым является предложение о введении понятия «национальный университет» в рамках реформы высшего профессионального образования в Российской Федерации. Как, например, будет восприниматься название «Казанский государственный национальный университет»?
По мнению П.А. Астафичева, «отождествление народа и нации влечет за собой исчезновение различий между народным и национальным суверенитетом и, следовательно, отрицание права наций на самоопределение». Здесь имеет место очевидное смешение понятий. Национального суверенитета, т.е. суверенитета сообщества людей определенной национальности, не может быть, кроме случая однородного (мононационального) государства, что трудно представить в современном
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005;
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
4. Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3082.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
6. Положение о бюджетном процессе в Асбестовском городском округе (утверждено решением Асбестовской городской Думы от 29 сентября 2005 г. N 21/1) // СПС «Гарант».
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 2008 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» в связи с жалобой общественного объединения «Политическая партия «Союз правых сил» // СЗ РФ. 2008. N 11 (часть 2). Ст. 1073.
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. С. 360.
10. Бродский М.Н., Ливеровский А.А. Правовой статус и экономическое развитие субъекта Российской Федерации. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. С. 71.
11. Гошуляк В.В. Теоретические проблемы единства системы конституционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. N 6. С. 68 - 69.
12. Зорина Я.А. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации как источник конституционного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2008. С. 9.
13. Казьмина Е.А. Народ как субъект конституционного права Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 14.
14. Кара-Мурза С.Г. «Совок» вспоминает... М.: Алгоритм, 2002. С. 13.
15. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. М.В. Баглай, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин. М.: Норма, 2004. С. 93.
16. Ливеровский А.А. О «юридико-технической правке» конституционного текста: внесение изменений в Устав Санкт-Петербурга // Государство и право. 2010. N 9. С. 98.
17. Матейкович М.С., Воронин В.В. Народ, гражданское общество, общественность как субъекты конституционно-правовых отношений // Право и политика. 2007. N 10. С. 87.
18. Никитина Е.Е. Ограничения конституционных прав человека законодательством субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. N 11. С. 35 - 48.
19. Овсепян Ж.И. Суверенитет как естественное публичное право: о модификации представлений о природе и характере суверенитета, об этапах (поколениях) и направлениях его научных исследований // Журнал российского права. 2017. N 2. С. 20.
20. Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет: история и современность. М.: Аспект Пресс, 2013. С. 89.
21. Финансовое право: Учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.
22. Чиркин В.Е. Конституционная терминология. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. С. 102.
23. Чистякова К.Д. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами в сфере прав и свобод личности на примере России, Германии и Швейцарии // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 9. С. 23.