Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Магистральные трубопроводы имеют большое значение для экономики и промышленности государства. Важны они и для обычных людей. Дело в том, что трубопровод – это не только поставка газа и нефти. Через трубопровод может поставляться вода или химические вещества и реагенты.
Соответственно к трубопроводам существует ряд довольно конкретных требований, связанных с обеспечением их безопасной эксплуатации. К сожалению, поставка какого-либо вещества на большое расстояние через трубу связано с риском утечки поставляемого вещества. Даже сегодня в эпоху ХХI века специалисты компаний эксплуатирующих трубопроводы ежегодно фиксируют потерю 1-2% поставляемого вещества.
Нужно сказать, что современные трубопроводы конструируют максимально безопасными, как для обслуживающего персонала, так и для окружающей среды. Понимание важности проектирования и установки систем безопасности на трубопровод человечеству досталось дорогой ценой. В этом отношении достаточно вспомнить про катастрофу 1989 года скорого поезда «Адлер – Новоросибирск». В этой катастрофе вызванной разгерметизацией нефте-газового трубопровода погибло или пропало без вести около 800 человек. Больше тысячи получили тяжелые травмы и ожоги, с которыми живут до сих пор.
Гораздо более маленькие аварии ведут к нарушению работы самого трубопровода, различного рода взрывам или пожарам. В этом отношении можно вспомнить про взрыв и пожар на газопроводе вблизи Санкт-Петербурга в 2010 г. Причиной этой аварии стала организация местными жителями незаконной врезки в газопровод.
В целом как показывают отчеты МЧС и эксплуатирующих организаций больше 50% аварий на трубопроводах связано с внешним воздействием на трубу со стороны людей. Как правило, это попытка организации незаконной врезки в систему трубопровода.
Остальные случаи аварий связаны с усталостью старых трубопроводов, снижением надежности различных герметизирующих материалов и систем. В остальном трубопровод остается надежным способом передачи или поставки материалов на большие расстояния.
Цель работы – выявить особенности организационно-правовых вопросов обеспечения экологической безопасности магистральных трубопроводов.
Объект исследования – магистральные трубопроводы.
Предмет исследования – организационно-правовые вопросы обеспечения экологической безопасности магистральных трубопроводов.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «магистральный трубопровод»;
2. Дать определение термину «экологическая безопасность предприятия»;
3. Выявить экологические проблемы содержания магистральных трубопроводов;
4. Проанализировать нормативно-законодательную базу обеспечения экологической безопасности магистральных трубопроводов;
5. Установить пробелы в нормативном регулировании обеспечения экологической безопасности магистральных трубопроводов;
6. Установить рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности магистральных трубопроводов.
Глава 1. Теоретические подходы к организации обеспечения экологической безопасности магистральных трубопроводов
1.1. Сущность и виды магистральных трубопроводов
Магистральный трубопровод – это линии передачи целевого жидкостного или газообразного ресурса, связывающие источник выработки или содержания с потребителем .
Строительство трубопровода осуществляется в соответствии с принятыми в проекте техническими решениями, учитывающими конкретные условия монтажа. Как правило, прокладка осуществляется с применением земельных насыпей или опор, выступающих в качестве несущей базы или фундамента.
Причем в одном технологическом коридоре сети могут одновременно прокладываться трубы разного назначения – так формируются комбинированные или смежные трассы. Минимальный уровень заглубления при строительстве магистральных трубопроводов составляет 80 см для диаметра менее 1000 мм и 100 см – для каналов толщиной более 1000 мм .
Глубина залегания увеличивается на нестабильных грунтах, если опорная база укладывается на орошаемых или пахотных землях.
Рассмотрим средства защиты трубопровода. Основные требования к изоляции обусловливаются необходимостью предотвращения процессов коррозийного поражения.
Защитная оболочка должна обеспечивать диэлектрические свойства, а также быть сплошной, водонепроницаемой и прочной. Этим требованиям могут соответствовать специальные лакокрасочные составы, поливинилхлоридные и полиэтиленовые покрытия, битумные и кремниевые мастики .
В зависимости от характеристик сейсмической зоны может потребоваться и специальное устройство насыпей, которые предотвратят воздействия грунтовых подвижек на магистральный трубопровод – СП под номером 14.13330 от 2011 г., в частности, указывает на необходимость снятия напряжения за счет рыхлых песчаных насыпей, супесей и суглинков. В процессе эксплуатации такая основа выступит демпферной подушкой, минимизирующей вибрации и колебания .
Укажем особенности техобслуживания сетей. Уже в проектной документации должен быть приведен график выполнения профилактических мероприятий, направленных на поддержание оптимального технического состояния трубопровода.
Обслуживающая бригада проверяет герметичность контура, состояние соединительных узлов, измерительной аппаратуры и переходных станций. Также на этапе запуска инфраструктуры в эксплуатацию устанавливается зона охраны магистральных трубопроводов, в которой запрещается проведение земельных работ, прокладка других транспортных сетей, строительные мероприятия и т.д.
Радиус этой территории вокруг канала в среднем составляет 25-100 м.
Таким образом, можно сделать вывод, что новые технологии существенно изменили подходы к организации центральных трубопроводных сетей, но в конструкционном отношении принципы их устройства остались в целом прежними. Сегодня используются те же сплавы, арматурные элементы и конфигурации соединений, что и 15-20 лет назад, если не учитывать отдельные улучшения в структуре материалов.
В плане управления современный магистральный трубопровод – это практически автоматизированная коммуникационная инфраструктура, которая полностью может обслуживаться удаленной диспетчерской станцией. Контроллеры с датчиками регистрации рабочих показателей дают операторам полный объем текущих сведений о состоянии трубопровода.
Более того, промышленные средства программирования позволяют организовывать автономные режимы работы сетей на длительные эксплуатационные периоды.
1.2. Понятие экологической безопасности и особенности ее обеспечения
Понятие «экологическая безопасность предприятия» включает в себя разрешенный законодательными нормами уровень негативного влияния технологических процессов на окружающую среду и людей, как работающих на производстве, так и проживающих в непосредственной близости от данного объекта. Для ее обеспечения требуется последовательное проведение ряда мер, направленных на выяснение степени экологической опасности, а также на разработку мер для ее нейтрализации .
Начальным этапом при разработке мер экологической безопасности для конкретного предприятия является экологический аудит. Он заключается в обследовании объекта и окружающей среды, на которую последний оказывает влияние, оценке опасности выявленных факторов и сравнении их с действующими нормами экологического законодательства .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 16. Ст. 1569.
2. Васильева З.А. Проблемы промышленного развития России и задачи промышленной политики для Сибири и Красноярского края / Ефимов В.С., Ефимов А.В., Васильева З.А. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 8.№ Supplement. С. 52-82.
3. Власова А.О., Богданова Е.А. Государственный контроль в сфере использования трубопроводов. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
4. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Экология в нефте-газовой промышленности. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
5. Измайлова В.П. Правовое регулирование нефте-газовой сферы. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
6. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Нормативно-правовое регулирование эксплуатации трубопроводов. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
7. Ильина В.О. Организационно-правовые вопросы обеспечения экологической безопасности магистральных трубопроводов // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
8. Карнаухов Г.З. Нормативно-правое регулирование экологических аспектов эксплуатации трубопроводов. // Вестник Государственной Полярной Академии – СПб: Государственная полярная академия, № 4 – 2015. – С. 67-73
9. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Правовые аспекты регулирования экологических проблем в нефте-газовой сфере. // Вестник научных конференций. 2017. № 2-3 (2). С. 40-45.
10. Корецкий В.И. Совершенствование системы экологического контроля и надзора в нефтегазовом комплексе. // В.И. Корецкий – Сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. – 2017. С. 312-317.
11. Костомаров Н.И. Система контроля и надзора за обеспечением экологической безопасности в нефтегазовом комплексе Российской Федерации // Экологические монографии и исследования. Кн. 6. М.: Академия, 2015. – 386 с.
12. Суворов В.А. Совершенствование системы контроля в сфере эксплуатации трубопроводов в нефте-газовой сфере. // В.А. Суворов. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2018. С. 184-200.
13. Терентьева О.В., Логинова В.С. Методы адаптации и коррекции состояний военнослужащих с пострессовыми расстройствами. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
14. Титова Н.С. Социальная работа и поддержка военнослужащих с постсттрессовыми расстройствами. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
15. Уаге М.Б. Совершенствование системы контроля и надзора за обеспечением экологической безопасности в нефтегазовом комплексе Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право, 2019 – Электронный ресурс – КиберЛенинка – https://yandexwebcache.net/yandbtm?lang=ru&fmode=inject&tm=1579078706&tld=ru&la=1577107584&text=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%202019&url=https%3A%2F%2Fcyberleninka.ru%2Farticle%2Fn%2F18115202&l10n=ru&mime=html&sign=22c08add6421eeb38f3a28c5ddb27ea0&keyno=0&mode=text (точка доступа 13.01.2020)
16. Федорова О.Д. Международный и российский опыт правового регулирования экологической безопасности магистральных трубопроводов. / Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 3 частях. Научный центр «Диспут». 2018. С. 183-194.