Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что законодательная деятельность является одним из главных источников формирования правил жизни общества и государства. Федеральный парламентский законопроектный процесс, будучи видом законодательного, а шире –правотворческого процесса, есть нормативно установленный порядок осуществления законодательной деятельности палат Федерального Собрания РФ, иных субъектов, направленной на установление и корректировку законодательной системы страны путем разработки и принятия законов федерального уровня.
Правовая природа и социально-правовое значение законодательной деятельности (в широком ее понимании) обусловливают участие в соответствующем процессе широкого круга субъектов. В силу конституционных установок в федеральном законодательном процессе, играя самостоятельные роли, действуют как собственно Парламент РФ (при самостоятельном статусе его палат), так и иные органы государственной власти, в том числе Президент РФ и Правительство РФ. В такой ситуации регулирование законодательной деятельности предполагает правовое определение механизмов эффективного взаимодействия различных субъектов, обеспечивающих как результативность законодательной деятельности, так и достижение целей их привлечения.
Объективно обусловленная краткость конституционного регулирования по рассматриваемым вопросам предполагает необходимость раскрытия и конкретизации соответствующих положений. Анализ практики Конституционного Суда РФ как ключевого субъекта в этом отношении позволяет сделать вывод о том, что орган конституционного контроля активно использует для определения ситуаций взаимодействия различных субъектов, относимых к законодательной деятельности, логику конституционных обязанностей.
Степень изученности темы. В работе использовались труды таких авторов как: Безруков, А. В., Докторова А. Т. К, Кравец И. А., Краснов, М. А., Мазаев, В. Д., Минх Г. В., Малько, А. В., Маркунин Р. С., Мисливская, Г., Прокофьев, В. Н., Хабриева, Т. Я., Чалых, И. С., Леонтьев С. О.
Так, Докторова А.Т. в статье «К вопросу об ответственности народного депутата Республики Саха (Якутия) перед избирателями» рассматривает проблемы федерального, регионального правового регулирования ответственности депутата перед избирателями, формулируются предложения по совершенствованию федерального законодательства.
Кравец, И. А приходит к выводу, что смешанная модель разделения властей характеризуется в том числе выделением наряду с тремя ветвями государственной власти президентской власти, призванной обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие властей и охрану конституционного строя, а также наличием "правительства парламентского большинства" и парламентского контроля в отношении исполнительной власти и главы государства.
Мазаев В.Д., Минх Г.В. в сататье «Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации» пишут, что конституционное право законодательной инициативы является одним из полномочий Президента Российской Федерации. Правовое содержание указанного полномочия тождественно содержанию права законодательной инициативы иных конституционных участников законодательного процесса. В статье раскрывается политико-правовое значение права законодательной инициативы Президента Российской Федерации во взаимосвязи с его ролью как активно действующего субъекта конституционно-правовых отношений и практикой законодательного процесса.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с законодательной деятельностью.
Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, регламентирующие законодательный процесс, практика их применения
Целью курсовой работы ставится изучение законодательной деятельности как формы принятия государственных решений (на примере Государственной Думы РФ).
Задачами работы является:
изучить конституцинно-правовые основы законодательной деятельности в Российской Федерации;
охарактеризовать законодательную деятельность в системе разделения вастей в Российской Федерации;
рассмотреть общие принципы организации законодательного процесса в России;
изучить предпарламентскую стадию законодательного процесса;
рассмотреть порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой: основные этапы и их характеристика;
проанализировать рассмотрение и одобрение федеральных законов Федеральным Собранием Российской Федерации.
Источниковой базой курсовой работы послужили Конституция Российской Федерации , нормативно-правовые акты федерального уровня , официальные сайты органов государственной власти .
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1 Правовые и организационно-правовые основы законодательной деятельности в Российской Федерации
Конституцинно-правовые основы законодательной деятельности в Российской Федерации
Законодательный процесс – это процесс, который состоит из определенных обладающих логичностью, последовательностью и законодательно регламентируемых стадий, а именно:
- законодательная инициатива со стороны строго определенных Конституцией субъектов права;
- решение компетентного органа о необходимости издания акта;
- подготовка концепции и проекта нормативного акта;
- обсуждение проекта нормативного акта в комиссиях, комитетах, палатах, на сессиях законодательного органа;
- принятие нормативного акта в определенном порядке (например, путем голосования);
- опубликование нормативного акта.
Обязательным условием рассмотрения проектов законов в рамках федерального парламентского законодательного процесса является их внесение в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. Она заключается, во-первых, в возбуждении уполномоченными субъектами вопроса о рассмотрении вносимых ими в Государственную Думу законопроектов с целью их возможного принятия в качестве соответствующих законов, а во-вторых - в возбуждении указанными субъектами вопроса об уточнении редакции рассматриваемых Государственной Думой законопроектов посредством внесения поправок к ним.
Конституция разделяет право внесения в Государственную Думу проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов («обычное» право) и право внесения в Государственную Думу предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ (право конституционной законодательной инициативы). Первое из них принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Вторым правом наделены Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).
Субъекты законодательной инициативы могут осуществлять ее совместно друг с другом, если из закона не вытекает иное. К совместному осуществлению законодательной инициативы близка официальная поддержка законопроекта, вносимого одним субъектом права законодательной инициативы, другими носителями данного права. Такая поддержка не имеет юридического значения для движения законопроекта, но повышает значимость выраженной в нем позиции.
Несмотря на то что субъекты законодательной инициативы перечислены в ст. 104 и 134 Конституции Российской Федерации исчерпывающим образом, законопроекты в Государственную Думу могут вносить наряду с ними и иные субъекты.
В законодательно установленных случаях законодательная инициатива может принимать вид права исключительного. Так, только Президент РФ вправе вносить в Государственную Думу проект Федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ (п. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Список источников
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916.
Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // Собрание законодательства РФ, 29.03.2004, № 13, ст. 1110.
.Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»«Собрание законодательства РФ», 24.03.2014, № 12, ст. 1201,
Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // «Собрание законодательства РФ, 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 1.
Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3466.
Федеральный закон от 21.03.2014 № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» // Собрание законодательства РФ, 24.03.2014, № 12, ст. 1202.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 1.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, № 1, ст. 2
Закон Санкт-Петербурга от 7 марта 2012 г. № 108-18 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 19.03.2012. № 8.
Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 801.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.12.1995, № 49, ст. 4868.
Список литературы
Безруков, А. В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2015. – 345 с.
Докторова, А. Т. К вопросу об ответственности народного депутата Республики Саха (Якутия) перед избирателями // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 3. – С. 56–59.
Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 589 с.
Кравец, И. А. Российский республиканизм и проблема разделения властей // Право и политика. 2016. № 1(193). С. 28 - 39;
Краснов, М. А. «Нейтральная власть» Б. Констана и «президентский арбитраж» Ш. де Голля // Государство и право. – 2017. – №6. С. 60–69.
Мазаев, В. Д., Минх Г. В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 1. – С. 52.
Малько, А. В., Маркунин Р. С. Ответственность и наказание депутатов в современной России // Современное право. – 2013. – № 2. – С. 41–44.
Мисливская, Г. Володин похвалил депутатов за качественную работу // Российская газета. – 2017. – 21 июля.
Прокофьев, В. Н. Институт президентства и политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 2. – С. 32.
Хабриева, Т. Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016. – 234 с.
Чалых, И. С., Леонтьев С. О. Юридическая ответственность депутатов Государственной Думы за нарушение процедуры голосования // Современное право. – 2018. – № 1. –С. 36.