Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что незаконная миграция в настоящее время является одной из проблем для многих зарубежных стран, и принятие совместных решений на этом уровне органов власти зарубежных стран стало невозможным без координации усилий этих стран в сфере выезда нелегальных мигрантов и стран их въезда. Противодействие незаконной миграции и ее предупреждение осуществляются посредством применения различных методов и средств. Однако все же основной и одной из наиболее действенных мер государственного воздействия остается применение охранительных норм за нарушения миграционного законодательства, которое часто имеет и сопутствующий превентивный эффект.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с нарушением миграционных правил.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие ответственность за нарушение административных правил, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение нарушений миграционных правил.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть общие положения административной ответственности за нарушение миграционных правил;
• проанализировать соотношение административной и уголовной ответственности за нарушение миграционных правил;
• определить тенденции развития административной ответственности;
• выявить проблемные аспекты регулирования ответственности за нарушение миграционных правил административным законодательством.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Нарушение миграционных правил по администртивному законодательству
1.1. Общие положения административной ответственности за нарушение миграционных правил
Установленная на законодательном уровне ответственность за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации направлена, с одной стороны, на защиту прав и свобод человека и гражданина, с другой - на обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности. Задача законодателя состоит в том, чтобы найти между ними оптимальный баланс, позволяющий эффективно противодействовать незаконной миграции и при этом соблюсти существующие демократические стандарты в сфере регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим еще в начале XX в. С.В. Познышев отмечал, что при коллизии интересов уголовный законодатель должен отдавать предпочтение важнейшему из них, важность же интересов должна быть определяема по тому влиянию, которое обещает произвести их удовлетворение на строение и состояние государства в целом, обещает ли оно содействовать или противодействовать прогрессу государства.
В настоящее время соответствующий принцип правового регулирования нашел отражение в ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом, как подчеркивается в правовых позициях Конституционного Суда РФ, меры принудительного характера должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, а также характеру совершенного деяния; такие меры допустимы, если они основываются на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он, имея целью воспрепятствовать злоупотреблению правом, должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями меры.
Миграционное законодательство Российской Федерации развивается весьма динамично. Проследив общую динамику правового регулирования ответственности за нарушение миграционного законодательства, можно констатировать существование двух превалирующих тенденций: во-первых, это перманентное ужесточение наказаний за правонарушения в данной сфере, во-вторых, систематическая криминализация деяний, увеличение количества составов административных правонарушений и преступлений.
КоАП РФ регулярно дополняется новыми составами, закрепляющими административную ответственность за правонарушения в миграционной сфере. Так, в 2006 г. в него были введены сразу три статьи: ст. 18.15 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства», ст. 18.16 «Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)», ст. 18.17 «Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности». В 2013 г. была установлена ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации; за нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (ст. 19.15.2); ответственность за нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях (ст. 18.19). Спустя год была введена в действие ст. 18.20, закрепившая ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента. Введение новых составов административных правонарушений параллельно сопровождалось ужесточением наказаний по ранее установленным составам.
Специфика правового регулирования ответственности за нарушение миграционного законодательства в настоящее время также определяется усилением влияния международного права. Основные направления развития административного и уголовного законодательства в части регламентации ответственности за совершение правонарушений в сфере миграции нередко корректируются в целях обеспечения сближения, гармонизации национального законодательства государств - участников интеграционных объединений. Так, в ст. 4 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией 1998 г. предусмотрено, что его стороны осуществляют взаимодействие в области борьбы с незаконной миграцией в том числе по направлению гармонизации национального законодательства в области ответственности для незаконных мигрантов и для всех категорий лиц, оказывающих содействие незаконной миграции.
Ответственность за нарушение правил миграционного и регистрационного учета предусмотрена в КоАП РФ. Так, ст. 19.15.1 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков. В ст. 19.15.2 КоАП установлена административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении.
При этом предусмотрен весьма широкий закрытый перечень случаев, когда граждане РФ освобождаются от ответственности за соответствующие административные правонарушения. Например, согласно ст. 19.15.1 КоАП РФ это случаи проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если граждане зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ; ситуации, когда проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками и др. Примечательно, что из буквального толкования нормы следует, что освобождены от ответственности могут быть только граждане РФ, т.е. если супруг, родители, дети и иные перечисленные члены семьи не имеют российского гражданства, они будут нести ответственность.
Данная ситуация рассматривается многими специалистами как нарушающая конституционный принцип равенства. Так, А.А. Гришковец отмечает, что граждане РФ, супругами которых являются иностранные граждане, и граждане РФ, супругами которых являются российские граждане, оказываются в неравном положении применительно к привлечению их к административной ответственности. Гражданство супруга в данном случае является основанием для различных подходов при решении законодателем вопроса об освобождении гражданина РФ от административной ответственности. Если супруг - гражданин РФ, то лицо освобождается от данной ответственности, если иностранный гражданин –
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией. Заключено в г. Москве 06.03.1998. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. N 1. С. 81 - 86.
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения. Заключено в г. Москве 25.09.2000. // Бюллетень международных договоров, N 8, август, 2012.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, N 34, ст. 4029.
7. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
8. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, N 30, ст. 3285.
9. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета, N 152, 10.08.1993.
10. Приказ Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. N 1611 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 249» // Российская газета. 2011. 10 июня.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П // Собрание законодательства РФ, 28.01.2013, N 4, ст. 304.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П // Собрание законодательства РФ, 19.07.2010, N 29, ст. 3983.
13. Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Современные тенденции в реализации миграционной политики в России // Вестник экономической безопасности. 2016. N 2.
14. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография // ИЗиСП, Норма, ИНФРА-М, 2019. С. 89.
15. Гришковец А.А. Актуальные проблемы административной ответственности в сфере миграционных отношений // Административное и муниципальное право. 2016. N 10. С. 849 - 853.
16. Смолин С. Конкуренция уголовно-правовых и административно-деликтных норм, регламентирующих ответственность за нарушения в сфере миграционного учета // Уголовное право. 2016. N 2. С. 84 - 87.
17. Урда М.Н. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за нарушение режима перемещения физических лиц через Государственную границу РФ // Уголовное право. 2017. N 2. С. 102 - 109.
18. Сандугей А.Н. О проблеме дифференциации административной ответственности за нарушения миграционного законодательства по территориальному критерию // Административное право и процесс. 2014. N 11. С. 36 - 39.