Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что борьба с терроризмом и экстремизмом в наши дни стала, наряду с предотвращением и прекращением военных конфликтов, главной задачей мирового сообщества в целом, отдельных государств и их объединений, правоохранительных органов, общественных организаций. Как никакая другая, эта задача объединяет усилия политиков, социологов, правозащитников. В XXI в. человечество неожиданно столкнулось с угрозой терроризма в невиданных ранее масштабах.
Универсальный характер правового регулирования обеспечения прав и свобод человека в сфере уголовного правосудия предопределен тем, что стандарты в данной сфере носят международный характер.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с уголовной ответственностью за геноцид и экоцид.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие ответственность за геноцид и экоцид, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение ответственности за геноцид и экоцид.
Задачами работы ставится:
• изучить историю возникновения ответственности за геноцид и экоцид;
• рассмотреть значение ответственности за геноцид и экоцид в междунароном праве;
• исследовать значение уголовной ответственности по российскому законодательству;
• проанлизировать ответственность за геноцид;
• исследовать уголовную ответственность за экоцид;
• выявить теоретические проблемы ответственности за геноцид и экоцид.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Историческая и международная значимость ответственности за геноцид и экоцид
1.1. История возникновения ответственности за геноцид и экоцид
По своей сущности геноцид представляет собой один из древнейших видов преступлений. Его история тянется со времён, когда массовое уничтожение одной группы людей другой было не просто обычным явлением, а способом выживания. Впоследствии подобные действия стали приобретать все большую жестокость. Поэтому изначально следует охарактеризовать данный термин с исторического и правового аспектов.
Рассматривая с исторической точки зрения происхождение термина «геноцид», принято считать, что этимология данного термина весьма неоднозначна. Геноцид – понятие гибридное, которое восходит к двум языкам: греческому «genos» – род, племя и латинскому «caedere» – убивать
Однако Н.В. Мошенская считает, что этимология слова «геноцид» восходит вовсе не к греческому «genos», а к латинскому «genesis» – происхождение.
Ненасилие как способ мирного разрешения конфликтов любого содержания и сложности имеет свою историю. В шестом веке до новой эры на территории современной Индии возникло религиозное течение джайнизм. В наши дни число последователей этой религии превышает более трех миллионов. Основателем джайнизма считается Вардхаман, именуемый последователями Джиной и Махавирой. Для джайнов установлен строгий запрет причинения вреда всему живому. Запрещается даже занятие земледелием, так как оно угрожает гибелью обитателям земли, включая насекомых. Соблюдение этого религиозного запрета - ахимсы - являлось средством разрешения всех спорных вопросов без обращения к судебной системе, строго соблюдают этику ненасилия члены современных сект амишей, мормонов и некоторых других.
Эффективность миролюбивого разрешения сложных ситуаций неоднократно имела место в истории человечества. Таким путем можно покончить с угрозой войны, геноцидом и терроризмом, преступлениями и коррупцией, обеспечить каждому и самому себе уважение, честь, достоинство даже в ситуациях, когда «возненавидят вас, отлучат и будут поносить». Это ли не высшая позиция этики ненасилия.
В 1857 - 1859 годах в Индии произошло массовое народное восстание против колонизаторов, получившее название сипайского. Основной ударной силой повстанцев были сипаи - наемные воины английской колониальной армии из местных жителей. В ходе подавления восстания британские власти проявляли акты чудовищного насилия. Достаточно назвать расстрел пленных сипаев из артиллерийских орудий.
Жестоко обращались и инсургенты с британцами. Практика насилия не привела к успеху ни одну из враждующих сторон.
То, что было недостижимо насилием, стало возможным благодаря применению тактики ненасилия.
Махатма Ганди, подлинное имя Мохандас Карамчанд (1869 - 1948), лидер и идеолог индийского национально-освободительного движения, верный последователь Махавиры, на основании ненасилия (ахимсы) создал свое социально-политическое и религиозно-философское учение - гандизм. Основой этого учения является возможность достижения политических целей мирным способом и ненасильственными средствами, путем вовлечения широких народных масс к гражданскому неповиновению, к отказу от сотрудничества с колониальной администрацией, бойкоту британских товаров. В 1947 году Индия обрела независимость. Пример этот вдохновит борьбу Мартина Лютера Кинга (1929 - 1968) и его сторонников в Соединенных Штатах Америки за отмену сегрегации и других видов расовой дискриминации. Методы ненасилия по гандизму будут использованы в борьбе за независимость Ирландии, во Франции против колониальной войны в Алжире и других странах.
Не следует недооценивать значение регулятивного воздействия справедливых и понятных обществу законов и общих порядков пребывания человека в социуме. Путем принятия законодательства и эффективного правоприменения совершенствуется жизнь людей, обеспечивается ее «качество». Но при этом следует помнить, что правоприменительные меры политической власти в качестве реакции на правонарушения, включая жестокость и насилие, носят характер насильственный, направленный на обуздание человеческих пороков, принуждение к нравственному и правомерному поведению.
При этом неизменные мотивы людей не исчезают. Уголовно-правовое принуждение имеет пределы своей эффективности. Легитимное принуждение порождает бунт злых сил, получающий все новые формы проявления. Двадцатый век показал широкий перечень форм насилия от индивидуальных терактов до массового геноцида. Получило реальное подтверждение положение, что обеспечение законопослушания и подчинения государственной власти достигается наряду с духом и буквой справедливого закона интенцией следования нормам морали, включая нормы этики ненасилия. Еще Г.В.Ф. Гегель (1770 - 1831) в «Философии истории» отмечал зависимость человеческой воли не только от права, но и от нравственности.
На примере «кровавого века двух мировых войн», угрозы нового атомного апокалипсиса, нового холокоста и других форм геноцида человечество должно убедиться в том, что государственное принуждение в качестве насильственной формы регулирования общественных отношений может быть благотворным только при условии воспитания индивидов в позитивной нравственной мотивации поведения.
Как только эти мотивы в условиях аномии сменяются равнодушным аморализмом, безверием и культом наживы, все виды общественных отношений, от семейных до общественных, оборачиваются злом, демонстрируют чудовищное разрушение социальных ценностей. И в этой ситуации общество неминуемо должно обратиться к восстановлению морально-нравственной опоры. Самой неотложной мерой представляется формирование культа ненасилия.
Быть может, на этом пути возможно создать в современной России новый тип социально-политических отношений, позитивную модель взаимодействия государственной власти с гражданским обществом, способную решать проблемы общественного развития.
За последние пять лет в динамике и структуре насильственных преступлений, наблюдается рост убийств, которые нередко сопровождаются особой жестокостью. Сегодня каждое четвертое умышленное убийство совершается на почве семейных отношений, а приведшие к ним конфликтные ситуации развивались длительное время и часто сопровождалось противоправными либо иными антиобщественными действиями.
Криминогенные факторы в сфере насилия и средства противодействия экстремизму подвергаются значительным изменениям в процессе трансформации общественных отношений, отсюда актуальная необходимость в теоретических исследованиях данной проблемы.
Прикладная сторона этого исследования предполагает разработку системы предупредительных мер, призванных либо устранить, либо значительно нейтрализовать действие криминогенных факторов молодежного экстремизма.
Преступность имеет место в самых разных сферах общественных отношений. В специальной литературе предполагается классифицировать криминальное насилие на бытовое, в том числе связанное с семейными отношениями и совместными трудовыми занятиями; насилие в общественных местах (улицах, парках, дворах, подъездах, местах проведения массовых мероприятий); насилие в закрытых социальных обществах (армия и другие силовые структуры, места лишения свободы, закрытые медицинские учреждения); злоупотребление легитимным насилием со стороны должностных лиц государства, связанные с дискриминацией; насилие, связанное с нарушением международного права о вооруженных конфликтах и обращения с мирным населением, военнопленными; насилие в форме геноцида; насилие в ходе межнациональных, религиозных и иных массовых конфликтов; насилие, связанное с борьбой за власть. По подсчетам профессора В.В. Лунеева, в действующем уголовном законодательстве насчитывается более 60 составов преступлений, совершаемых с применением насилия, размещенных в шести разделах и 11 главах Уголовного кодекса РФ (16, 17, 18, 20, 21, 24, 25, 32, 33 и 34). Эта характеристика по объективной стороне. А по субъекту выделяется довольно обширная группа преступности
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. N 67. 1995.
2. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
3. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Заключена 09.12.1948 // Ведомости ВС СССР. 22 июня 1954 г. N 12. Ст. 244.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 11.05.2020). – Текст: электронный
5. Уголовный кодекс Российской Федерации : УК : текст с изменениями и дополнениями на 1 января 2020 года : [принят Государственной думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. – Москва : Эксмо, 2017. – 350 с. ; 20 см. – (Актуальное законодательство). – 3000 экз. – ISBN 978-5-04- 004029-2. – Текст : непосредственный
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : КоАП : текст с изменениями и дополнениями на 1 января 2020 года : одобрен Советом Федерации 30.12.2001 // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1.
Литература
7. Антонян, Ю. М. Актуальные проблемы насилия в российском обществе / Ю. М. Антонян // Уголовное право. - 2000. - N 3. - С. 24 - 29.
8. Артамонова, М. А. О некоторых вопросах уголовной ответственности за экологические преступления по законодательству зарубежных стран / М. А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2013. - N 2
9. Боруленков, Ю. П. О закономерностях юридического познания в процессуальной деятельности / Ю. П. Боруленков // Мировой судья. - 2014. - N 2. - С. 9 - 15.
10. Голубев, С. И. Уголовная ответственность и наказание за экологические преступления по законодательству зарубежных государств / С. И. Голубев // ВЭПС. - 2014. - N 3.
11. Давитадзе, М. Д. Экоцид как преступление против безопасности человечества / М. Д. Давитадзе // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - N 7.
12. Забавко, Р. А. Анализ практики назначения наказания за экологические преступления / Р. А. Забавко // Адвокатская практика. - 2017. - N 3. - С. 8.
13. Лунеев, В. В. Курс мировой и российской криминологии. Особенная часть. Т. 11. / В. В. Лунеев. - Москва : Юрайт, 2011. - С. 265 - 266.
14. Кибальник А. Уголовная ответственность за экоцид / А. Кибальник, И. Соломоненко // Законность. - 2005. - N 6;
15. Матаева, М. Х. К вопросу о решении экокриминологических задач / М. Х. Матаева, Н. К. Мукашева // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - N 1. - С. 136.
16. Нечевин, Д. К. Молодежный экстремизм и превентивные возможности этики ненасилия / Д. К. Нечевин, Л. М.Колодкин // Административное право и процесс. – 2019. - N 7. С. 36.
17. Невинский, В. В. Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей России (не взятый рубеж постсоветской истории) / В. В. Невинский // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - N 12. - С. 42.
18. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / Под ред. и с вст. ст. О.А. Жидкова. Москва : Прогресс, Универс, 1993. - С. 25.
19. Староверов, А. В. Разграничение преступлений и административных правонарушений по объективной стороне составов / А. В. Староверов // Вестник экономической безопасности. - 2018. - N 3.
20. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В. А. Блинников, А. В. Бриллиантов, О. А. Вагин и др.; под ред. А. В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2015. - С. 42.
21. Экологические преступления, посягающие на безопасность водных объектов: характеристика и разграничение со смежными деликтами: монография / Под ред. Ю. В. Грачевой. – Москва : Проспект, 2019. - С. 78.
22. Delalic' and others. Case No. IT-96-21-A, Appeals Chamber, 20 February 2001. At 582.
23. Decision on Ieng Thirith Fitness to Stand Trial. Case File Dossier No. 002/19-09-2007IECCC/TC. 17 November 2011.
24. Case No. 002/19-09-2007-ECCC/TC, 18 November 2011. E138/1/1. Immediate Appeal Against Trial Chamber Decision to Order the Release of Accused Ieng Thirith.