Фрагмент для ознакомления
2
актам иных государственных органов. Законы характеризуют особенным порядком принятия, специальными законотворческими процедурами, которые распадаются на определенные стадии: законодательной инициативы, обсуждения законопроектов, принятия законов и их опубликования.
На основании значимости имеющихся в законах норм их подразделяют на конституционные, органические, обычные. Обычные законы подразделили на кодификационный и текущий. Законы – основной источник права общества.
Закон может быть юридическим, нравственным, математическим, физическим, языковым, философским, мистическим, политическим, церковным, экономическим. У всех типов закона существует собственная трактовка, но помимо этого существуют свои черты, которые установили, что такое закон. Законом являются нормы поведения, которые приняты в обществе, которые все время повторяются в природе либо должны повторяться и исполняться в обществе.
Законом являются общеобязательные правила, которые регламентируют поведение, деятельность каждого члена общества либо отношения с самим государством. Проекты законов становятся законами после принятия и утверждают высшие законодательные органы государственной власти. Справедливость законов определяют уровнем соответствия господствующими нормами морали либо нравственности, которые присущи определенному обществу на определенной территории и в определенный период времени.
Следовательно, это свод правил, которые нельзя нарушать. Определяют данные правила во всех типах закона по-разному. Юридический закон создает правительство, нравственный закон – люди, общество, причем многие поколения.
Математический и физический закон создается в природе, а излагается и систематизируется людьми, на основании того, что содержит, свод правил работающих не смотря на то, открыт он человеком либо нет. На основании этого такой закон постоянный, существует вне территориальной границы, национальности, времени.
Законы, заняли наиболее высокое положение во всем законодательстве на основании того, что имеют высшую юридическую силу. Прочие акты не могут вступать в противоречие с законами; первичным образом регулируются общественные отношения, а именно отношения, для которых впервые установили пределы бытия правового. Зачастую, это база фундаментальных общественных отношений, допустим отношений в области собственности или земельных отношений; имеют существенные материальные и финансовые ресурсы для исполнения .
Таким образом, разные концепции правопонимания представляют свое видение проблем соотношения права и закона. Например, нормативно-позитивистским подходом рассматривается право в качестве выражения государственной воли, которая облечена в форму законов. Юснатурализмом придается большее значение естественным закономерностям, правам и свободам граждан, правовым идеалам. Само собой, при изучении характера законов нужно учитывать приверженность к определенной правовой доктрине, так как критерии будут разные.
2.2 Признаки закона
В череде основных общих формально-юридичеких признаков законов в данном плане выделяют такие, как:
− Законы представляют собой особенную разновидность правового акта, которые занимают свою специфическую позицию в череде индивидуальных, интерпретационных, нормативных и иных актов.
Во время характеристики законов нужно обратить внимание на главные черты права и нормативно-правового предписания, подробно рассмотренные в современных отечественных и зарубежных литературных источниках, что позволяет наиболее полно осмыслить их нормативное качество.
− Законы являются неотъемлемой частью законодательной практики, что дало возможности, прежде всего показывать их особенности, а также отличия от иных формальных юридических источников права (правовых обычаев, судебных прецедентов, нормативно-правовых договоров, подзаконных нормативных правовых актов и так далее); помимо этого, рассматривать их в роли некоторого результата законодательной деятельности; а помимо этого, обращать внимание на то, что в них нашли отражение значимые аспекты как законодательного, так и другого правотворческого опыта.
− Законы все время представляют собой официальные акты-документы (scriptum), для которых характерна специфическая логическая, языковая, юридическая и прочие структуры, элементы, а также свойства содержания, формы, средства, способ и стиль изложения, символы и реквизиты.
− Законы являются наиболее совершенным формально-юридическим источником права не только романо-германской, но и иных правовых семей.
− Законы представляют собой внешнюю форму (forma dat esse – форма дала бытие) законодательной практики. Они закрепляют определенное правотворческое решение, выступают в качестве внешней объективизации и бытия нормативно-правового предписания.
− Издание закона все время связывают с изменением области правового урегулирования, на основании того, что он закрепляет новое, изменяет либо отменяет устаревшее нормативно-правовое предписание.
− Это акт не всех участников, а только определенных в законодательстве субъектов, которыми издаются они по вопросам, которые входят в непосредственную компетенцию (infra juridictionem – в рамках юрисдикции). Нередко Президент РФ Б.Н. Ельцин «поправлял» не только федеральные законы, но и Конституцию РФ .
− Соответствующий тип, вид и подвид закона принимают на основании строго установленной процедурно-процессуальной формы. Допустим, для федерального закона есть один порядок подготовки и последующего издания, для федерального конституционного закона – иной, для регионального закона – третий. В данном можно обнаружить единство внутренней и внешней формы законодательной практики.
− Законы носят властный, обязательный характер для субъектов и участников правотворческой (законодательной) и правоприменительной, правосистематизирующей и праворазъяснительной, учредительной и контрольной, судебной и следственной практик.
− Все законы должны быть реально обеспечиваться пределами государственного и другого воздействия (ubi jus ibi remedium – законы дают право, они дают помимо этого средства их защиты). Это могут быть экономические и социальные, политические и этические, организационные и юридические, поощрительные и принудительные, рекомендательные и другие методы влияния на поведение человека, коллектива и организации.
− Со слов российских юристов, содержание законов, как и иных нормативно-правовых актов, составили юридические нормы и иные нестандартные нормативные предписания. Второе мнение ближе к истине, при учете юридического содержания закона и других нормативно-правовых актов.
На наш взгляд, в законах можно также найти логические и лингвистические, социологические и философские, нравственные и психологические, политические и экономические, социальные и иные аспекты его содержания.
Так, в любых законах в той или иной степени закреплена социализированная государственная воля, которая выражает экономические, политические и другие потребности и интересы конкретного социального слоя, класса и группы.
Помимо этого, в законе и подзаконном акте выражают разнообразную социально-правовую информацию, которая бывает как прескриптивной (предписывающей), так и дескриптивной, то есть описывающей.
Не смотря на всю условность рассмотренных подходов у них не только теоретическое, но и практическое назначение. Во время определенных исторических периодов развития общества компетентный законодательный орган должен сделать акценты на самых значимых сторонах того или иного содержания закона.
А.Д. Каюмов пишет о том, что «закон – это нормативный правовой акт, присущий только цивилизованному обществу и существующий для него... и выступает сегодня как согласованная воля различных слоев населения». Реальное положение дел, к большому сожалению и огорчению, не такое уж радужное. А как быть с русской народной поговоркой – «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло»?!
– Законы по своей природе являются общими, так как адресованы неперсонифицированному субъекту, действее их непрерывное, регламентируют самые типичные социальные ситуации (lex non curat de minimis – законы не обращают внимания на малозначительную вещь). К сожалению, мы можем найти немало примеров того, что в законах закреплялись индивидуально-конкретные и персонально-определенные, казуальные по своей сущности юридические предписания, устанавливающие, например, депутату или иному гражданину (его семье и т.д.) какие-то конкретные медицинские и социальные льготы, пенсии, другие услуги и блага.
Подобная практика в 90-х годах прошлого столетия появилась не случайно, поскольку многие представители законодательных органов поездили «по миру», набрались некоторого юридического опыта, пытаясь перенести его из иных правовых систем на отечественную «почву». Так, для