Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ Сегодня вопросы личностного становления в целом и воспитания ребенка в частности, нуждаются в новом знании об особенностях развития конкретной личности, её внутреннего мира, определённых смыслов и переживаний, в общении с другим человеком. В связи с этим, формирование личности родителей и родительского мышления в рамках идей экзистенциальной психологии (смысл и ценность родительства) приобретает особую значимость для решения проблем обретения свободы, личностной зрелости, развития духовности, воспитания совести и способности любить. Родители являются первой социальной средой ребёнка, их личность и отношение играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Чувства, которые окрашивают отношения ребенка и родителей – это особые чувства,
3
отличные от других эмоциональных связей. Специфичность их заключена в том, что забота родителей является необходимой для поддержания жизнедеятельности ребенка, а удовлетворение потребности в родительской любви – жизненно важно для каждого индивида, на определенном этапе. Бесспорно, роль, отношение и место матери в формировании личности ребенка невозможно переоценить. Отношение матери оказывает влияние на формирование личности уже в пренатальный период развития. Все это обуславливает значимость отношения к своему материнству его субъекта – женщины – уникального космо-био-социокультурного существа. Фигура отца для ребенка, партнерские отношения родителей, социализация в контексте взаимоотношений ребенка и отца и мн.др. важные условия формирование базовых основ личности[Боулби, 2006; Кон, 1987; Сизова, 2012 и др.]. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие ценностной установки в контексте родительства
Прежде чем определить понятие «ценностной установки», необходимо отметить, что, аналогично иным подобным многозначным и полифункциональным междисциплинарным понятиям, данное понятие также по-разному интерпретируется у разных авторов в рамках зарубежной и отечественной психологической науки. В ряде исследований, понятие ценностных установок/ориентаций личности совпадает с понятиями, которые определяют мотивационно-потребностную, или смысловую сферу личности. В частности, Абрахам Маслоу не разделял понятие ценность, потребность и мотив. Виктор Франкл объединял понятия ценности и личностные смыслы. Отечественные авторы, зачастую, понятие ценностных ориентаций включали в другие, более устоявшиеся
4
психологические понятия, которые являлись основным объектом их исследования[Яницкий, 2000]. В частности, Ф.Е.Василюк, указывал, что в попытках определить в рамках психологической науки, что есть ценность, зачастую создается впечатление, что основное стремление здесь – попытка отделаться от ценности как самостоятельной категории и свести это понятие к определениям эмоциональной значимости, нормы, установки и др. При том, что понятие ценности не вмещается в узкие рамки этих определений[Василюк, 1997]. Для определения места ценностных установок в системе личности, необходимо рассмотреть различия и отделить данное понятие от смежных категорий (потребность, мотив, ориентация, диспозиция, личностный смысл, убеждения и др.) Е.И.Головаха указывал, что предметы потребностей, будучи осознаваемыми личностью, становятся ведущими жизненными ценностями, но если бы это было так, не было бы таких состояний как внутриличностные конфликты, аллегорического выражения «запретный плод» и т.д.[Головаха, 2000]. Василюк указывает, что ценность это не предмет потребности, не мотив так как, обозначенные проявления всегда корыстны, здесь личность борется за свои интересы, в отличие от ценности, которая может быть общей, и в интропсихическом пространстве выполняет интегрирующую, объединяющую функцию[Василюк, 1997]. Леонтьев Д.А. также отмечал, что ценности «не эгоистичны», и, в отличие от потребностей, не ограничиваются конкретным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а «притягивают извне»[Леонтьев, 1997]. Относительно установки, Д.Н.Узнадзе отмечал, что при наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности, включается особое регулятивное образование, которое называется установкой. По А.А.Прангишвили, она указывает потребности конкретный предмет, который в состоянии удовлетворить эту потребность в данный момент в данной ситуации[Прангишвили, 1973]. Таким образом, установку с ценностью
5
личности объединяет общее для них состояние готовности совершить поступок, что уже предполагает оценивание. Установка видится здесь, как готовность определенным образом реализовать свою ценность, как отмечает О.М.Краснорядцева [Краснорядцева, 1997]. Тем не менее, количество ценностей, которые существуют у индивида, значительно меньше, чем количество установок, связанных с конкретными ситуациями. Большинство отечественных авторов отмечают, что именно ценности определяют основные качественные характеристики установки, имея большую субъективную значимость, а не наоборот. Ценностные ориентации, обладая регулятивным свойством, охватывают больший круг проявлений активности индивида, чем установка, которая в грузинской психологической школе связывается с конкретной биологической потребностью[Яницкий, 2000]. Для характеристики социальной регуляции поведения человека, зачастую применяется понятие «социальная установка» или аттитюд, которую У.Томас и Ф.Знанецкий определяли как состояние сознания индивида, относительно определённой социальной ценности; психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта [Безменова, Гулевич, 1994]. В отличие от установки, имеющей неосознанный характер, аттитюд понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды помогают человеку осмыслить явления социума, определяют функцию выражения того, что для него является важным и ценным. Таким образом, аттитюд является средством вербализации ценностей как более общих абстрактных принципов. Применительно к конкретному объекту, установки, аттитюды и ценностные ориентации регулирует реализацию потребностей индивида в разных социальных ситуациях. Так, В.Я.Ядов объединяет все обозначенные явления как диспозиции, предрасположенности. В своей диспозиционной концепции управления социальным поведением личности, В.Я.Ядов, аргументирует иерархию системы позиционных образований [Цит. по Яницкий, 2000].
6
В разработанной им иерархии, на низшем уровне системы диспозиций находятся элементарные фиксированные установки, которые носят неосознаваемые характер, этот уровень связан с удовлетворением витальных потребностей. Следующий уровень включает социальные фиксированные установки или аттитюды, которые созданы на основе потребностей личности по включению в конкретную социальную среду. Следующий уровень системы диспозиций – базовые социальные установки, которые отвечают за регуляцию общей направленности интересов личности в конкретных сферах активности. Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ценностных ориентаций, которая соответствует высшим социальным потребностям и отвечает за отношения человека к жизненным целям и средствам удовлетворения их. Каждый уровень диспозиций оказывается включённым в разные сферы и ситуации общения в личностном, семейном, социальном окружении, в конкретной сфере деятельности, в определенном типе общества и культуры в целом. Отдельные уровни этой системы отвечают за конкретные проявления активности, поведенческие акты в конкретной предметной ситуации, за поведение как сочетание поступков, за целостность поведения или определенной деятельности человека. Таким образом, уровни регуляции поведения в концепции диспозиций Ядова различаются процентом содержания биологических и социальных компонентах в их содержании, происхождении. Ценностные установки, как высший уровень системы, во многом зависят от ценностей социального общества, общности, с которой себя личность идентифицирует на данный момент. Таким образом, уровни диспозиционной системы отличаются у разных индивидов, а ценностные установки определяют цель человека, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом.
1.2.Современные стили, виды, модели воспитания
7
Существует несколько классификаций типов семейного воспитания, рассмотрим ниже некоторые из них. В педагогической науке традиционно рассматривается классификация А.С. Макаренко, который выделял несколько типов так называемого «ложного родительского авторитета», который может проявляться как авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства и/или подкупа. Авторитет должен проявляться как позитивный, построенный на моральных и нравственных принципах и уважении к личности, автором описаны авторитет любви, доброты и уважения к личности [Макаренко, 1985]. Достаточно часто в психолого-педагогической науке выделяют два базовых, обобщенных направления семейного отношения к ребенку или стиля семейного воспитания – это демократический и авторитарный стиль, кроме того, распространено выделение и третьего стиля – либерально-попустительского. Кратко обозначим их особенности. Авторитарный стиль воспитания выстраивается на авторитете наказания, потребностей и личности ребенка мало учитываются родителями, главной целью воспитания считается выстраивание границ и ограничения во всем, воспитание изобилуют наказаниями, родители требуют от ребенка выполнения указаний, эмоционально-чувственные проявления подавляются, отмечается недостаток эмоциональной теплоты во взаимоотношениях и др. При авторитарном стиле представлен диктаторский тип руководства со стороны родителей, у детей формируется внутренний экран защита, механизм лишь внешнего контроля, развивается чувство вины, общая тревожность и страх перед наказанием. Попустительский стиль в некотором смысле, являет собой противоположность авторитарному стилю. Здесь воспитание изобилует поощрениями, нет четкого определения границ в отношениях. В то же время, ребёнок часто предоставлен самому себе, не способен ставить перед собой цели, интерес к потребностям и личности ребенка снижен, но в отличие от авторитарного стиля, где
8
преобладают приказания и указания, в либеральном стиле процветает вседозволенность, которая зачастую основана, на игнорировании потребностей и личности ребенка, которая, в свою очередь, порождает со стороны ребенка желание привлечь себе внимание, негативизм в проявлениях, капризы и т.д. Отрицательными последствиями либерального воспитания является отсутствие способности разделять жизненные ситуации на опасные и безопасные, «плохие» и «хорошие», формируется эгоизм. Позитивным здесь является то, что попустительский стиль построен на тёплых взаимоотношениях. Наиболее оптимальным с психолого-педагогической точки зрения является демократический тип воспитания, когда отношение к ребёнку выстраивается на основе учета и уважения его потребностей и интересов, его личности [Овчарова, 2013, с.62]. Это некое «рациональное балансирование» между дозволенностью и установлением границ, на основе взаимной симпатии и поддержки. Можно сказать, что при демократическом стиле воспитания отмечается эмоциональная близость в отношениях, обоснование запретов, контроль и санкции на основе разумной заботы о здоровье и психическом благополучие ребенка. В общении преобладает диалог и сотрудничество. Таким образом, родительский стиль воспитания рассматривается как общие характерные неспецифические для ситуации способы общения конкретного родителя с конкретным ребенком.
1.3. Ценностные установки родителей в современных моделях воспитания дошкольников
К сказанному выше, добавим современные исследования ценностных установок в моделях воспитания детей. Поливанова К.Н. приводит обзор современной социокультурной ситуации (постмодерна) в проекции на современное родительство. Автор представляет терминологическое наличие двух конструктов в науке – родительство как
9
«parenthood» –социальная роль и родительство «parenting» – процесс воспитания. Анализируя работы отечественных и зарубежных авторов (Алендела Т., Элкинда Д., Захаровой Е.И., Уэбстера Ф. и мн.др.), Поливанова К.Н. современное родительство анализирует и проблематизирует в контексте его взаимосвязи с современными социальными вызовами, с которыми сталкивается молодой образованный родитель. В частности, одновременная ценностная значимость родительства, семьи и карьеры, работы в современном обществе, размывание понятных, наглядно представленных опытом взросления стереотипов и образцов воспитания детей в семье, рост вариативности практик семейного воспитания. Все это отражает закат «естественного» родительства и его переход в область сознательно планируемых стратегий. Обсуждение трансформаций, переживаемых семьей, отражает тенденции смещения от детоцентричной модели к взрослоцентричной. Анализ ценностной сферы современных женщин репродуктивного возраста, проведенный Е.И. Захаровой, показал, что наибольшей значимостью для них обладают отношения с партнером (22 %), работа (19 %), получение удовольствия (17 %) и собственное Я (14 % от общей доли жизненных ценностей). Приверженность «childfree», с точки зрения автора, может быть охарактеризована особой ценностной структурой, в которой преобладает гедонистическая ориентация [Цит.по Поливанова К.Н., 2015]. Поливанова К.Н. приводит обзор современной социокультурной ситуации (постмодерна) в проекции на современное родительство. Автор представляет терминологическое наличие двух конструктов в науке – родительство как «parenthood» –социальная роль и родительство «parenting» – процесс воспитания. Анализируя работы отечественных и зарубежных авторов (Алендела Т., Элкинда Д., Захаровой Е.И., Уэбстера Ф. и мн.др.), Поливанова К.Н. современное родительство анализирует и проблематизирует в контексте его взаимосвязи с современными социальными вызовами, с которыми сталкивается молодой образованный родитель. В частности, одновременная ценностная значимость родительства, семьи и карьеры, работы в современном
10
обществе, размывание понятных, наглядно представленных опытом взросления стереотипов и образцов воспитания детей в семье, рост вариативности практик семейного воспитания. Все это отражает закат «естественного» родительства и его переход в область сознательно планируемых стратегий. Обсуждение трансформаций, переживаемых семьей, отражает тенденции смещения от детоцентричной модели к взрослоцентричной. Автором также приведены понятия устойчивых целостных моделей воспитания детей – естественное родительство (максимальное «приближение» к естественности – естественные роды, отказ от памперсов, грудное вскармливание, совместный сон и т.д.), альфа-родительство, «интенсивное родительство» («intensive parenting») – максимальная активизация мозговых структур ребенка. Как итог, автором босновывается вывод о современном характере родительства, реализующегося в сложных, противоречивых условиях (осознаваемых и неосознанных), в контексте растущей значимости ценности самореализации, с одной стороны, и сохраняющейся ценностью родительства, с другой, что наполняет данный феномен стрессовыми характеристиками. Рост интереса к исследованию родительской идентичности и самоэффективности квалифицируется автором, как перспективное направление исследований [Поливанова К.Н., 2015]. Майофис М., Кукулин И. в своей статье «Новое родительство и его политические аспекты», рассуждают о трансформации родительского самосознания в России [Майофис М., Кукулин И., 2010]. Авторы подчеркивают, что изменения ценностей родительства и воспитания детей, может стать, помимо прочего, одним из факторов, инициирующих формирование гражданского самосознания. Например, новая ценность родительства может быть результатом реализации очень разных психологических мотивов, как морально-нравственных, гуманистических – представления о родительстве как о творческой работе, направленной на поддержание доверительных, эмоционально равноправных и содержательно насыщенных отношений с ребенком, так и и сугубо прагматических (материнский капитал в экономически нестабильной ситуации).
11
Современное инновационной родительство (неимперативное родительство) , в отличие от «инновационного» родительства советского времени, ориентировано и обусловлено активизацией и доступностью информации о воспитании (распространении новых норм и ценностей воспитания через Интернет), транслируемыми идеями гуманизации общества, активизацией и возможностями реализации психологической и психотерапевтической работы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акинкина Я.М. Понятие «интенсивного родительства» в зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 117—122. DOI 2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – Москва: Академический проект, 2006. - 232 с. 3. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б.С.Братусь. — Москва: Мысль, 1988. – 301 с. 4. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. - Москва - Обнинск, ИГ - СОЦИН, 2007. - 220 с. 5. Буякас Т.М. Феноменология смысла: смысл как зов души. МПЖ, 2009, №2, с. 94-109 6. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — Москва: Смысл, 1997. – С.284-314 7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис... канд. психол. наук. –Москва. – 1986. - 189 с. 8. Винникотт Л.В. Маленькие дети и их матери. - Москва: Класс, 1998. - 123 с.
12
9. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства: Дис...канд. психол. наук. – Москва, 1998. -202 с. 10. Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов : дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2004. 11. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. – С.256-269. 12. Гулина М.А. Ипостаси и трансформации роли отца в психоанализе // Консультативная психология и психотерапия / ред. А.Б. Холмогорова. – 2018. – Т. 26, № 1 (99). – С. 129-145. 13. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – Москва: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с. 14. Демина А.С. Психологическая готовность к материнству в период ранней взрослости//Психология. Вестник КемГУ, №4(56), 2013. – Т.2. – С.88-92 15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – Москва: Гардарики, 2015. – 354с. 16. Карабанова О.А. Позитивное родительство – путь к сотрудничеству и развитию // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ: сборник тезисов /Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. - Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. - 1387 с. 17. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект// Электронный журнал «Современная зарубежная психология», 2017. Том 6. № 2. С. 15—26. 18. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. — № 6. — С. 26–33. 1987. 19. Кон, И.С. Социологическая психология: монография / И.С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 c.
13
20. Лангмейер, Й., Матейчик, З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 21. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты //«Pro et Contra», 2010. № 1-2, Московский Центр Карнеги. 22. Лангмейер, Й., Матейчик, З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 23. Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование,2011, №1. С.15-26 24. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — Cанкт-Петербург: Питер, 2000. – С.372377. 25. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С.Макаренко. – Москва: Педагогика, 1985. – 393 c. 26. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 18-27. 27. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. - Москва: Наука, 1988.-429 с. 28. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.- Cанкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 288 с. 29. Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви или Как воспитывать, но не калечить. – Москва: Генезис, 2018. – 160 с. 30. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с. 31. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с. 32. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015 Том 7 №2. C. 1–11.
14
33. Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы // Психологические исследования. – Тбилиси,1973. – С.20-26. 34. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. - СанктПетербург: Б.С.К., 1997. - 195 с. Санкт-Петербург 35. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: Дис...канд. психол. наук. - Москва, 1997 - 213 с. 36. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. – 206 с. 37. Собкин В.С., Халутина Ю. А. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – с.4–17. 38. Сетх, Е.С. Психологические аспекты суррогатного материнства // Перинатальная психология и психология родительства. - 2004. - № 2. - С. 85-93. 39. Скоромная Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен. – дисс.канд.психол.наук. – Москва, 2006. – 175 с. 40. Сизова И.Л. «Новое отцовство» в свете традиций и инноваций семейной политики в Европе // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. - Т. XV. - № 1 (60). - С. 86–102. 41. Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37. 42. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С.Спиваковская. – Москва: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с. 43. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – Москва: Изд-воМГУ, 1989. – 215с.
15
44. Трушкина С.В. Нормативные модели материнства у женщин с социально приемлемым и девиантным родительским поведением: автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 2012. – 28 с. 45. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с. 46. Хуриева, М.Ю. Роль отца в гендерной социализации ребенка в современной семье / М.Ю. Хуриева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=19429 (дата обращения: 09.07.2020). 47. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка. - Москва: Педагогика, 1989. - 160 с. 48. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - Москва: Апрель- Пресс, 2000. - 512 с. 49. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 275с. 50. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Монография. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 98 с. 51. Badinter, E. Mother love. Myth and reality.-N.Y.:Macmillan, 1981.-241 p. 52. Bowlby, J. Maternal care and mental health. - Geneva.: Claridge, 1987. - 321 p. 53. Lazarus, R.S. Coping theory and research: Past, present, and future / R.S. Lazarus // Psychosomatic Medicine. – 1993. – Vol. 55. – P. 234 – 247. 54. Rich, A. Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institutions. - New York.: W. W. Norton & Company Inc., 1976. - 356 p. 55. Trivers, R.L. Parental investment and sexual selection // Sexual selection and the descent of man. - Chicago, 1972. - 208 p. 56. The history of childhood. Ed. by L. De Mause. - N.Y.: Psychohistorical press, 1975.-450 p. 57. Winnicott, D.W. The family and individual development.! - Penguin, 1968. - 389 p.