- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Профилактика агрессивного поведения старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Психология и педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Профилактика агрессивного поведения старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС"?71 страница
70 источников
Добавлена 25.07.2023
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1 Теоретические аспекты агрессивного поведения старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС
1.1 Проблемы агрессивного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях
1.2 Основные возрастные новообразования, влияющие на агрессивное поведение старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС
1.3 Возрастно-психологические особенности детей старшего школьного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2 Методические и методологические основы исследования агрессивного поведения старших школьников
2.1 Общая характеристика агрессивного поведения старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС
2.2 Формы проявления агрессивного поведения старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС
2.3 Возможности применения технологии профилактики и коррекции агрессивного поведения, старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС
Выводы по второй главе
Глава 3 Экспериментальное исследование агрессивного поведения старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС
3.1 Организация и методы исследования агрессивного поведения
3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Исследование проблемы агрессивности учащихся старшего школьного возраста считается наиболее актуальной в современном мире. Тенденции роста агрессивных проявлений, распространение сцен насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, стали предметом высокого беспокойства в педагогической и родительской среде.
Доля роста повышенной агрессии старшеклассников является одной из самых насущных общественных проблем. Таким образом, актуальность данной проблемы заключается в том, что количество агрессивных школьников старшего возраста значительно и стремительно увеличивается. В связи с этим возникает необходимость более глубокого и точного исследования причин и факторов агрессивного поведения детей, а также методов их профилактики и коррекции в случае необходимости. Важность вопросов организации психологической помощи агрессивным подросткам ведет к тому, что значимость представляют работы, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции.
Наиболее важной считается коррекция уровня агрессии на начальных этапах онтогенеза, в период формирования основных личностных характеристик подростка. В этой связи очевидным является изучение проблемы коррекции агрессивности у детей старшего школьного возраста и исследование условий ее эффективности [32]. Проблемы агрессивного или девиантного поведения подростка анализируются в значительном количестве трудов как в отечественной, так и зарубежной психологии. Этим вопросам посвящали свои работы Г. М. Андреева, С. В. Еникополов, Л. П. Колчина, Н. Д. Левитов, Е. В. Романин, С. Е. Рощин, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов и другие. Данная проблема также была в центре внимания таких ученых, как Ю. Б. Можгинский, Г. Э. Бреслав, З. Фрейд. В их трудах подробно описаны особенности проявления агрессивного поведения у детей. Тем не менее, несмотря на существующее количество исследований проблем подростковой агрессии, проблематика остается недостаточно изученной.
Среди главных причин проявления детской и подростковой агрессии отмечаются: стремление выделиться среди сверстников, желание получить определенный результат, стремление повысить авторитет в своей среде, умение защититься в случае обиды, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [53].
Обострение противоречий между потребностью старшего школьника самореализоваться в социуме и необходимостью регулировать своё поведение и социально адаптироваться, между потребностью быть самостоятельным, независимым и отсутствием умения брать на себя ответственность, между потребностью стать свободным и наличием внутренней несвободы, а также неумением разрешать свои внутриличностные конфликты ведет к поиску различных путей снижения агрессивности пространства личности старшего школьника.
Исходя из вышеизложенного, определяем проблему нашего исследования: каковы на данный момент технологии профилактики агрессивного поведения детей старшего школьного возраста, обучающихся в кадетской школе МЧС.
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка технологии профилактики агрессивного поведения детей старшего школьного возраста, обучающихся в кадетской школе МЧС.
Объект исследования: агрессивное поведение старших школьников.
Предмет исследования: технологии профилактики агрессивного поведения старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС.
Гипотеза:
- агрессивное поведение старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС, проявляется в физической и вербальной агрессии по отношению друг к другу;
- технологии профилактики агрессивных проявлений купируют агрессивное поведение старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС.
Задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся научные исследования относительно проблемы агрессивного поведения старших школьников;
2. Определить причины и характеристики агрессивного поведения у старших школьников;
3. Рассмотреть основные формы и методы профилактики агрессивного поведения старших школьников;
4. Разработать и апробировать технологию профилактики агрессивного поведения старших школьников.
Методологическая основа исследования: положения подходов к определению
- уровня личностной активности, ориентированной на изменение окружающей среды, разработанные в концепциях А. Ф. Лазурского, C. Л. Рубинштейна, теории интегральной индивидуальности B. C. Мерлина и Е. А. Климова;
- агрессивности и агрессии, разработанные в трудах отечественных психологов, например, С. Н. Ениколопова, Н. Д. Левитова, М. С. Неймарка, А. К. Осницкого, А. А. Реана, Т. Г. Румянцевой, Л. М. Семенюка и др.;
- специфики психического развития в подростковом возрасте, описанные в работах И. В. Дубровиной, И. С. Кона, B. C. Мухиной, А. А. Реана, В. И. Слободчикова, Д. И. Фельдштейна, В. Э. Чудновского и других.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ, обобщение, сравнение, анализ литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, тестирование, педагогический эксперимент;
- статистические: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Методики исследования:
- «Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)»;
- Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса – Дарки);
- Тест внутренней агрессивности (С. Дайхофф).
Новизна исследования заключается:
- в определении комплекса общих и частных факторов агрессивного поведения подростков в сфере индивидуально-личностных, социально-психологических и ценностных характеристик личности;
- в выявлении и апробации мер профилактики агрессивного поведения школьников, которые будут ориентированы на понижение уровня их агрессивности и которые можно будет использовать в различных образовательных организациях;
- в выделении тендерных особенностей при демонстрации агрессивного поведения школьников старшего возраста;
- в получении данных, доказывающих тезис о том, что снижение уровня агрессии или преодоление поведенческих проявлений агрессивности у подростков может быть достигнуто с помощью мер положительного воздействия на корреляты агрессивности.
Теоретическая значимость работы состоит в получении данных об общих и частных факторах, определяющих агрессивное подростковое поведение, которые увеличивают существующие мнения об агрессивном поведении в психологии, дают понимание особенностей агрессивного поведения школьников старших классов. Предложенные факторы, определяющие степень агрессивного поведения школьников, дают более полное представление о сложных проблемах исследуемого возраста, предоставляют дополнительные данные о проблемах педагогической и возрастной психологии.
Практическую значимость полученные в ходе исследования результаты могут представлять при использовании их в психологическом консультировании, психопрофилактике, диагностике и психокоррекции агрессивного поведения подростков в различных учреждениях образования. Итоги проведенной работы могут быть рекомендованы к использованию при подготовке и проведении лекционных занятий по педагогической психологии, при проведении аналитических исследований для характеристики учащихся старшего школьного возраста в психологии развития и психологии личности.
Эмпирическая база исследования: обучающиеся кадетской школы МЧС в возрасте от 14 до 17 лет. Общая величина выборки – 50 человек, из которых 40 являются юношами и 10 девушками.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, заключение, список использованной литературы из 65 источников.
Глава 1. Теоретические аспекты агрессивного поведения старших школьников, обучающихся в кадетской школе МЧС
1.1. Проблемы агрессивного поведения в зарубежных и отечественных исследованиях
Понятие «агрессия»в переводе с латинского языка обозначает «нападение». Под термином «агрессия» имеет множество значений: это и отрицательные эмоции, и отрицательные мотивы, и отрицательные установки, и разрушительные действия [36]. В психологии агрессию рассматривают как явление, проявляющееся в мыслительных процессах или поведенческих актах и имеющее целью подчинения других личностей. Агрессивность могут оцениваться в позитивном ключе в случае трактовки как способности к выживанию. В подавляющем большинстве трактовок агрессия характеризуется направлением, проявлением, выраженностью. Цель агрессии – причинение страданий или переживаний. Если агрессию используют как способ достижения целей, то под этим подразумевают инструментальную агрессию. Агрессивность может иметь направленность как во вне - на конкретных людей, предметы, общество в целом и т.п., так и на себя (ауто агрессия). В данном случае мы имеем дело с саморазрушением личности [42].
Если агрессия направлена на других и представляет собой риски для них, такая агрессия в соответствии с определением А. Бандуры и Р. Уолтерса получила наименование асоциальной. Связан данный феномен с социально-деструктивным действием, в результате которого возможно разрушение или ликвидация субъекта, имущества, однако, такая агрессия может не подвергнуться юридическому преследованию [4].
Агрессивность может иметь открытую и скрытую формы [47]. Агрессивные проявления имеют место при самоутверждении личности, когда фиксируются мотивации конкуренции, стремлений к достижению, ироничного отношения к происходящему и высказываний по этому поводу. Другие эти действия классифицируют как проявление агрессии против них. Под выраженной агрессивностью часто понимают стремление пойти на конфликт, обидеть собеседника, оказать давление или выразить негативную оценку. Скрытая агрессия осуществляется при прекращении коммуникации, саморазрушении, самоубийстве. Внутренние репрезентации агрессии выступают как фантазийность или аффективность. Например, тот или иной субъект мысленно планирует расправу с объектом, однако осуществление агрессии в силу тех или иных причин возможно в фантазиях или при состоянии сильного аффекта [67].
Влечения могут иметь проявление через аффективность. Агрессивность в данном случае выступает как борьба за свободу, уход от угрозы и страданий, преодоление препятствий на пути к достижению потребностей, осознание и снятие внутренних конфликтов, возрастание самооценки. В данном случае агрессивность является парциальной, то есть не проявляется полностью.
Однако дефиниции агрессии и агрессивности имеют различное содержание [8]. Под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам. Агрессивность - это свойство личности, заключающееся в готовности и выборе использования насильственных способов для достижения целей. В различных исследованиях подчеркивается: в той или иной степени большинство подростков старшего возраста склонны к агрессивности в своем поведении, но это не свидетельствует о существовании серьезных психологических проблем. Если же подростковая агрессия проявляется систематически и имеет яркую степень выраженности, тогда это причина для беспокойства и требует вмешательства по коррекции такого поведения.
Как уже отмечалось выше, агрессивность может иметь очевидные или завуалированные проявления. Например, в семейной жизни супруг холодно реагирует на супругу, если она, с его точки зрения, уделяет ему недостаточно внимания. В мире взрослых агрессивность трактуется как тип поведения, значительно осложняющий жизнедеятельность и ослабляющий общение. Агрессивность может заключать в себе позитивные моменты, что выражается в способности субъекта защищать себя, окружающих, в способности отстоять свои позиции. В таком понимании агрессия – это способность следовать принятым ценностям, что считается лидерскими чертами. При постоянном подавлении агрессии в личности развивается поведенческая пассивность, неспособность защищать собственные права и границы. При контроле агрессивности такое поведение способствует успешному продвижению в жизни и выработке жизненной стойкости.
Подводя итоги сказанному, отметим, что агрессия - это поступок, а агрессивность - личностные черты, определяющие степень враждебной реакции на окружающее пространство. Формирование агрессивности осуществляется при развитии у детей сознания, а происходит это ещё в дошкольном возрасте. Существует немало концепций, разъясняющих агрессивные паттерны поведения. Они образуют две основные категории: социологическую и психолого-биологическую [Зотова]. Психолого-биологический теоретический блок включает: антропологическую теорию Ч. Ломброзо, теорию инстинкта К. Лоренца, теорию фрустраций Д. Долларда, теорию социальных научений А. Бандуры, Д. Роттера, теорию влечений З.Фрейда, теорию развития Б. Ниссена.
К социологическим теориям относятся теория аномии Э. Дюркгейма, теория субкультуры С. Ламнека, теория стигматизации Т. Д. Шеффа, теория индивидуальностей А. Адлера, теория деятельностей Р. Доджа, С. Крика, теория социализаций Б. Ф. Скиннера, ролевая теория Д. Майерса.
В работе Л. Берковиц агрессия классифицируется как:
1. Недеструктивная: ей свойственна настойчивая маловраждебная самозащитная реакция на раздражитель при целеполагании, направленном на достижение конкретного результата. Это врожденный механизм, который запускается при появлении человека на свет. Он позволяет наиболее комфортно адаптироваться к существующей среде обитания, удовлетворить собственные намерения и желания, достичь обозначенных развивающих и познавательных целей, развить способности поиска опоры в себе. Данная черта еще получила наименование как напористость.
2. Деструктивная: ей свойственно проявление злости. Она является разновидностью самозащиты, но возможно и крайнее выражение –причинение окружающим боли, дистресса, в том числе в целях получения собственного удовольствия от этого процесса [7].
А. А. Кириенко классифицирует проявления агрессии следующим образом:
1) направленность агрессии: вовне или по направлению к себе (аутоагрессия);
2) целеполагание агрессии: инструментальная как средство, враждебная как самоцель;
3) форма выраженности агрессии: прямая или косвенная;
4) степень выраженности агрессии: прямая или косвенная;
5) наличие инициативы агрессии: инициативная или оборонительная [19].
Изучение данной проблематики представляет собой необходимость по исследование причин и форм агрессивного поведения подростков.
По А. Бассу и А. Дарки выделяются следующие формы проявления агрессии: агрессия физического характера, агрессия косвенного характера, присутствие склонности к раздражению, проявления негативизма и обиды, подозрительное поведение, агрессия вербального характера, муки совести и чувство вины.
Таким образом, агрессивность - это форма поведения, которое имеет целью оскорбление или причинение вреда иному живому существу, не желающему подобного обращения [51]. В большинстве случаев агрессивность человека имеет много причин, обусловленных теми или иными факторами личностного, наследственного, средового и ситуационного характера [58]. Проявление агрессивности в постоянном и стабильном режиме может говорить о присутствии патологии поведенческого характера (склонности к дезадаптации, тотальность, стабильность). Помимо этого, агрессивность может быть важной составляющей в структуре разных психопатологических симптомов.
Может существовать приемлемая степень агрессивности, которая характеризуется не как делинквентность, имеющая целью нанесение настоящего морального ущерба, а как стремление к независимому существованию и поведению, активная защита собственной точки зрения, решительные действия. В таком случае она становится проявлением собственной индивидуальности и может способствовать наиболее эффективной общественной адаптации индивида. Агрессивность в таком понимании «является нормальным проявлением личности, которое направлено на выживание» [62]. Вместе с тем, агрессивное поведение, имеющее вначале адаптивную функцию, может становиться отклонением и приводить к дезадаптации личности.
В данном ключе определяются причины-факторы агрессивности личности:
1. факторы наследственного и характерологического характера (агрессивное поведение объясняется наследственной и конституциональной предрасположенностью; поведение индивида, оцениваемое как психопатоподобное, аффективно-возбудимое, конституционально детерминированное, может быть спровоцировано поведением по родственной линии лиц);
2. факторы биологического характера (наблюдается связь агрессивного поведения с особенностями механизмов биохимического и гормонального характера, влияющих на развитие личности);
3. наличие тех или иных заболеваний соматического характера, нарушения функционирования структур головного мозга, резидуально-органические поражения (ММД, травма головного мозга и прочее);
4. факторы социального характера (степень влияния окружающей реальности) [22].
Форма проявления агрессивности определяется следующим образом:
• направленная на себя агрессивность выражается в форме саморазрушения и может принимать крайние формы до суицидального действия;
• направленная на окружающих агрессивность выражается в форме физического насилия над личностью до убийства;
• агрессивность вербальная включает в свою орбиту угрозы, оскорбления, содержание которых говорит о негативных эмоциях и готовности нанесения морального и материального ущерба личности;
• агрессивность экспрессивная выражается невербально - с помощью жестов, мимики, голосовых интонаций;
• агрессивность физическая может быть проявлением прямого использования силы в целях причинения морального или физического ущерба [65].
Среди важных факторов формирования личностной агрессивности отмечают:
• специфику воспитания в семье;
• образцы агрессивности, демонстрируемые в медиапространстве или окружающей действительности;
• та или иная степень фрустрации;
• факторы наследственности: тип темперамента, формирующий такие черты характера как вспыльчивость, раздражительность, неспособность сдерживать агрессию [4, 16].
Социальные факторы агрессии можно назвать реально работающими в современной жизни, это ярко видно в период роста и развития детей, в том случае если окружение ребенка играет преобладающую в его жизни роль. Среди мощных мотиваторов агрессивности здесь могут выступать черты личности, установки индивидуального характера и склонности личности. Среди усиливающих качеств проявления агрессии могут выступать стремление избежать общественного неодобрения, излишняя раздражительность, повышенное стремление видеть враждебность в действиях других людей, особенно чужих.
Такой феномен как агрессия может классифицироваться по разным основаниям. Согласно одной из точек зрения агрессия может быть:
• физическая: воздействие осуществляется с помощью насильственных действий против иной личности или объекта;
• вербальная: воздействие осуществляется путем высказывания негативного эмоционального фона с помощью вербальных проявлений (конфликт, повышение голоса, угрожающие конструкции, брань и клевета;
• прямая: воздействие направлено против определенного объекта или субъекта;
• косвенная: воздействие выражается в непрямых действиях (сплетни, шутки и т.д.), а также ненаправленных и неупорядоченных действиях (всплески ярости, топание ногами, стучание кулаками по столу и пр.);
• инструментальная: воздействие как средство достижения определенной цели;
• враждебная: воздействие выражено в действиях с целью причинения умышленного вреда объекту агрессии [10].
Важнейшей классификацией агрессии считается концепция Д. Зильмана, в соответствии с которой основным критерием считается позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция». Отмечаются следующие типы агрессии [55]:
• агрессия наступательного типа — нанесение физических или психических повреждений другому человеку;
• Защитного типа — нанесение повреждений другому субъекту в ответ на применение им насилия;
• Ответного типа — нанесение повреждений другому субъекту с целью мести за нанесенные ему этим субъектом повреждения;
• Спровоцированного типа — подвергание атакующего нападению или иным действиям, повлекшим за собой его ответные агрессивные действия;
• Неспровоцированного типа — подвергание агрессивных действиям нападающего по отношению к жертве, не вызванные никакими поступками жертвы;
• агрессия, вызванная раздражением, — агрессивные действия, первичная функция которых — редукция или снятие состояния раздражения;
• побудительного типа — действия, первичная причина которых состоит в получении стимуляции извне;
• Санкционированного типа — действия, которые служат социальным нормам и не выходят за их пределы.
Среди признаков классификации агрессивности выделяют следующие:
• направленность агрессивности во внешнюю среду - на мир предметов или животный мир, на окружение, на самого себя;
• наблюдаемость — ненаблюдаемость как скрытое или открытое выражение агрессивных проявлений;
• временные признаки, то есть степень выраженности агрессивности по часто¬те проявлений во времени и длительности агрессивных состояний;
• пространственные признаки — агрессивные выпады в семье, на работе, на улице и прочее;
• по особенностям психических действий — физическая, вербаль¬ная;
• по социальной опасности агрессивных действий:
• девиантные формы агрессии наносят ущерб правам других людей без мер ответственности за подобного рода поведение;
• делинквентные формы агрессивных проявлений наносят ущерб правам окружающих, социальные нормативы с мерами ответственности за личностную агрессивность [60].
Агрессивность как личностная черта личности может характеризоваться стабильностью и трансситуативностью [15]. Стабильность заключается в устойчивости на протяжении определенного жизненного цикла. Трансситуативность связана с личностными (внутренними) причинами. В подобном контексте агрессивность представляет собой личностный конструкт:
• готовность к агрессии;
• склонность личности к насилию;
• особенности личности, толкающие ее на враждебные и агрессивные действия;
• черты характера, имеющие отношение к насилию.
Важнейшую роль в проявлении агрессивности играют следующие ситуационные факторы:
• намерение, которое приписывается нападающему;
• ожидания достижения цели и расплаты за реализованную агрессию;
• способствующие агрессии основные раздражители;
• удовлетворение, которое приносят полученные в ходе осуществления агрессии результаты;
• самооценка (чувство вины);
• оценка со стороны окружающих людей [64].
Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивные проявления - до тех пор, пока субъект имеет возможность совершения прямой агрессии, реализация чего не представляет никакой сложности, ожидание вероятности нанесения вреда противнику и посредством этого достижение цели агрессивного действия играют не настолько значимую роль. Важное значение такое ожидание приобретает лишь тогда, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться или же субъект избегает такой встречи [4]. Тогда может последовать непрямая агрессия в плане нанесения ущерба или собственности агрессора, или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия в реальности поразят агрессора, является решающими.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абрамова А.А., Кузнецова С.О. Влияние условий обучения на агрессивность у подростков //Тюменский медицинский журнал. 2012. № 1. С. 4.
2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б.Айсмонтас. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2006. 207 с.
3. Акимова М.К., Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивности в юношеском возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-tsennostnyy-konflikt-kak-faktor-agressivnosti-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 03.03.2022).
4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 1999. 512 с.
5. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. Москва, 2002.
6. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М., 1993.
7. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствие и контроль / Л. Берковиц. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. 531 с.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. №4. С. 23-34.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
10. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав; Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: РЕЧЬ, 2016. – 144 с.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
12. Васильева, О.С. Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально–психологической адаптации / О.С. Васильева // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – С. 29 – 37.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В., Гурбанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2005. 352 с.
14. Долгова, В. И.Формирование позитивной Я-концепции старших школьников / В. И. Долгова, И. П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. – 2012. – № 4. – С. 63-65 (0,5п. л. /0,25п. л.).
15. Ениколопов С. Н., Ерофеева Л. В., Соковня И. И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. М.: Просвещение, 2002. 158 с.
16. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000 г. – 448 с.
17. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие /Е. В. Змановская. СПб.и др.: Питер, 2012. 351 с.
18. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. Москва, 2006. 188 с.
19. Зубова Л. В., Кириенко А. А., Назаренко Е. В. Влияние агрессивности подростков на их положение в группе сверстников // Вестник ОГУ. 2017. №10 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-agressivnosti-podrostkov-na-ih-polozhenie-v-gruppe-sverstnikov (дата обращения: 02.03.2022).
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: «Питер», 2000
21. Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: Автореф. ... канд. психол. наук / А.В. Киселева. – М., 2005. – 29 с.
22. Козлов, В. В. Психология кризиса / В. В. Козлов. – М. : Изд-во Ин-та консультирования и системных решений, 2014. – 528 с
23. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
24. Кон, И. С. Какими они себя видят? / Кон И. С. // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А. - М.: Педагогика, 1988. - 45 - 56 с.
25. Кривцова С. В. Учитель и проблемы дисциплины. Москва: Генезис, 2004. 184 с.
26. Крюкова М. А. Экстренная психологическая помощь: практическое пособие / М. А. Крюкова, Т. Н. Никитина, Ю. С. Сергеева. Москва: Изд-во НЦЭНАС, 2001. 64 с
27. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyedu. ru/journal/2014/1/Kuznecova_Abramova.phtml дата обращения: 03.03.2022)
28. Кузнецова С.О. Взаимосвязь проявлений агрессивности с типом социализации в подростковом возрасте //Суицидология. 2010. № 1. С. 19–20.
29. Кузнецова С.О. Проблема враждебности в психологии // Вестник славянских культур. 2009. № 4. С. 82–91.
30. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте //Вестник славянских культур. 2010. № 4. С. 84–91.
31. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Социализация агрессивности //Академический журнал Западной Сибири. 2011. № 3. С. 39–40.
32. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. – М., 2011.
33. Левандовская, Л. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного
поведения в старшем подростковом возрасте / Л. В. Левандовская. –
Текст: электронный // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 1. – URL:
http://e–koncept.ru/2015/75039.htm (дата обращения: 03.03.2022).
34. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии, 1972, - № 6
35. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности психологический журнал. том 21, №1, 2000. [Электронный ресурс]: http://psylib.org.ua/books/_leond01.htm (Дата обращения 03.03.2022)
36. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 2003.
37. Марьина Л.П. Кадетский корпус как институт социализации личности в системе военного образования// Марьина Л.П., автореф… к.с.н, 2005, СпБ. – 28 с. [Электронный ресурс]: http://www.dissercat.com/content/ kadetskii-korpus-kak-institutsotsializatsii-lichnosti-v-sisteme-voennogo-obrazovaniya#ixzz4cYr7mIwm (Дата обращения 03.03.2022)
38. Мартынюк М. В. Исследование принятия решений учителем в педагогической деятельности // Перший Незалежний Науковий Вісник. 2015. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-prinyatiya-resheniy-uchitelem-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.03.2022).
39. Мельникова, В.Б. Автономия личности: обзор зарубежных подходов к проблематике // Психологические исследования. 2014, 7(37), 9. URL: http://psystudy.ru/num/2014v7n37/1043-melnikova37 (дата обращения: 03.03.2022).
40. Михайлова В.Е. Проблемы формирования жизненных планов подростков в современных социокультурных условиях // МНИЖ. 2016. №8-5 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-zhiznennyh-planov-podrostkov-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (дата обращения: 03.03.2022).
41. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание трудного подростка в школе. Архангельск, 2015. – 198 с.
42. Немов Р.С. Психология образования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, 608 с.
43. Першин А. Н. Анализ как метод познания документированной информации // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kak-metod-poznaniya-dokumentirovannoy-informatsii (дата обращения: 03.03.2022).
44. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонова; Учебное пособие. СПб.: РЕЧЬ, 2006. 336 с.
45. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 383-385.
46. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
47. Психология человека: от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.
48. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. Минск.: изд. Харвест АСТ 2010. 653 с.
49. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровина. - М., 1991.
50. Рамазанов М.Р. Социализирующие практики в системе кадетского образования (на примере кадетских школ) Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (47): в 2-х ч. Ч. I. C. 133-135 [Электронный ресурс]: http://scjournal.ru/articles/issn_ 1997-292X_2014_9-1_34.pdf (Дата обращения 03.03.2022)
51. Ратинов А. Р., Михайлова О. Ю. Жестокость как правовая и нравственно-психологическая проблема. // Вопросы борьбы с преступностью. – М., 1985. – Вып. 42. – С. 8–17.
52. Реттгес С. В. Ценностные ориентации как психологический фактор склонности к агрессивному поведению в юношеском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 Вологда, 2002 248 с.
53. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2011.
54. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль. Вопросы психологии/ Т.Г. Румянцева. – 2005. – 12с.
55. Савостьянов, А. И. Агрессивность современных подростков / А. И. Савостьянов // Образование личности, 2012, - № 4, – С. 16-25.
56. Сафронова, В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Сафронова. - М.: "Академия", 2002. - 192 с.
57. Селиванова А. А. Профилактика конфликтных ситуаций и психологического насилия в школе. Челябинск: Цицеро, 2018. 95 с.
58. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. С. 67.
59. Сиденко А. С., Хмелева В. С. Педагогический эксперимент: понятие и этапы деятельности занятие 2 трактовки понятия «Эксперимент» // Эксперимент и инновации в школе. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-eksperiment-ponyatie-i-etapy-deyatelnosti-zanyatie-2-traktovki-ponyatiya-eksperiment (дата обращения: 03.03.2022).
60. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 432 с.
61. Фомиченко А. С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-prichiny-proyavleniya-podrostkovoy-agressii (дата обращения: 03.03.2022).
62. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.
63. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов. - Минск: 1996. – 64 с.
64. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. 2009. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-i-agressivnost-lichnosti (дата обращения: 03.03.2022).
65. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия. М.: УРСС, 2006. –360 с.
66. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность/ С.Ю. Чижова, О.В. Калинина.- Ярославль: Академия развития, 2007.- 160 с.
67. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344с.
68. Kohlberg L. Development of Moral Character and Moral Ideolo-gy. – In: Review of Child Development Research / Ed. by A.L. Hoffmann, L.W. Hoffman N.Y. – 1964. – Vol. 1
69. Учитель и проблемы дисциплины. Автор С. В. Кривцова Учитель и проблемы дисциплины читать онлайн, С. В. Кривцова (knigogid.ru)
70. Zillmann D. Hostility and aggression / D. Zillmann. – Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1979
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней