Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной магистерской диссертации, связана с тем, что в любом государстве СМИ являются «пятой властью» и отражают все социально-культурные, экономические и политические процессы, а также оказывают непосредственное влияние на все политические решения.
СМИ являются неким посредником между государством и обществом, они транслируют политические идеи в народ и представляют властным структурам обратную связь от социума.
КНР является государством с особой политической системой, далекой от демократических традиций. Поэтому китайские СМИ в некоторой степени ограничены в своих творческих идеях и должны поддерживать официальную власть. Однако не все СМИ готовы на это, существуют некоторые оппозиционные тенденции.
Китай – это та страна, которая быстро усваивает новые технологи, разрабатывает собственные технологические стратегии, которые используются в том числе и в организации деятельности СМИ.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения технологической и социально-культурной эволюции раскрывается в достаточно большом количестве научных работ. Данной проблеме посвящены труды таких исследователей как: Г.Г. Васильев, С. Глазьев, Л.Е. Гринин, В.П. Илюшечкин, Р.С. Каренов, А.А. Пелипенко и многих других.
Истории развития и анализу современного состояния китайских СМИ посвятили свои научные работы такие авторы как: М.В. Ареева, Я. Чжи, Т. Юехун, Е. Евдокимов, Ч. Лигуан, Д. Яфен.
Однако ни один из представленных выше авторов не выработал достаточно эффективных и применимых в современных социально-экономических условиях рекомендаций по совершенствованию государственной политики КНР в области регулирования деятельности и финансирования СМИ.
Цель исследования – провести анализ технологического фактора в эволюции китайских СМИ.
Объект исследования – эволюция китайских СМИ.
Предмет исследования – технологический фактор в эволюции китайских СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать эволюцию как социально-культурное явление.
2. Проследить историю технологической эволюции.
3. Раскрыть сущность технологического фактора эволюции.
4. Изучить историю развития китайских СМИ.
5. Дать общую характеристику современных китайских СМИ.
6. Определить этапы эволюции современных китайских СМИ.
7. Выявить основные направления технологического развития китайских СМИ.
8. Проанализировать проблемы технологического развития китайских СМИ.
9. Сформулировать перспективы технологического развития китайских СМИ.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, хронологический, сравнительный, обобщение, классификация, исторический, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования обусловлена изучением научной литературы, посвященной вопросам технологической и социально-культурной эволюции, а также истории и общей характеристики развития китайских СМИ. Полученные в ходе теоретического исследования данные могут быть полезно для продолжения научной работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена определением основных проблем и перспектив технологического развития китайских СМИ. На основании полученных данных можно выработать рекомендации по совершенствованию государственной политики КНР в отношении организации и финансирования СМИ.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка источников и литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В научной литературе существует большое количество подходов к изучению социокультурной эволюции. Историография этого вопроса насчитывает много десятилетий. Каждый этап характеризуется состоянием общества, культурными тенденциями, которые проявлялись в тот или иной исторический период. Оценка социально-культурного развития общества осуществлялась также с точки зрения применения различных технологий, которые совершенствовали жизнь и людей, выступали в качестве двигателя прогресса.
2. Темпы развития технологической эволюции зависят от ряда различных факторов. Прежде всего, политическое устройство мира определяет экономическое развитие каждого государства, которое, в свою очередь, является основной для эволюции. Только в экономически устойчивом государстве существует возможность научных разработок, технических открытий. Кроме того, зачастую базой для технологических взлетов выступают военные действия, при которых возникает необходимость новых технических разработок для обеспечения безопасности.
3. Технологический фактор эволюции характеризуется наличием уже существующих и только задумывающихся новых технологий, которые вырабатываются прогрессивными умами каждой исторической эпохи. В истории технологического прогресса ученые выделяют несколько крупных периодов, которые определяют, в каком направлении осуществлялось техническое, интеллектуальное и социальное развитие общества, какие инструменты способствовали этому развитию и что стало причиной перехода на другой этап технологической эволюции.
4. История развития китайских СМИ начинается в XIX веке, в период, который предшествовал Опиумной войне. Возникновение СМИ в Китае было связано с появлением зарубежных миссионеров, которые основали в стране институт периодической печати. Первое официальное СМИ, которое существовало в Китае, носило название «Чашису мэйюз тунцзичуань» («Ежемесячный обзор основных событий из биографии общества»). Это был ежемесячный журнал на китайском языке.
5. В 2009 году китайская журналистика вступила в очередную новую эру, которая характеризовалась мощным развитием интернет-технологий в сфере развития СМИ (хотя Интернет в Китае появился еще в 1994 году), появлением интернет-версий всех печатных, телевизионных и радио СМИ, что повысило спрос и охват, т.к. целевая аудитория китайского общества смогла в разных форматах получать информацию из этих изданий и программ.
6. Основным отличием современных китайских СМИ от периодической печати, телевидения, радио и интернет-ресурсов других стран является то, что они выступают в качестве главного инструмента внутриполитической деятельности Коммунистической партии Китая. Именно поддержка и укрепление действующей власти являются главной целью функционирования всех китайских СМИ на современном этапе. При этом, учитывая высокий уровень конкуренции, связанный с рыночной концепцией экономической системы Китая, для китайских СМИ важно быть интересными для читателя, а, значит, находить способы совмещать политическую работу с другими аспектами транслирования информации.
7. Проведенный анализ эволюции китайских СМИ в XIX – начале XXI века показал, что по большей части СМИ Китая развивались в положительном направлении. Однако в истории развития китайских СМИ были периоды, когда эволюция шла по обратному пути (например, в 20-е, 60–70-е, 70–80-е годы XX века). Также сомнительным фактором эволюции китайских СМИ является то обстоятельство, что после 2010 года интернет-СМИ стали вытеснять с китайского медиарынка традиционные СМИ, которые представляются более привычными и удобными для граждан Китая старшего поколения и у многих жителей страны вызывают больше доверия, нежели электронные.
8. Основой для формирования основных принципов технологического развития китайских СМИ в конце 10 – начале 20-х годов XXI века является активное влияние цифровых технологий, которые обуславливают постоянную трансформацию форматов передачи информации и коммуникационной политики китайских СМИ. Конкурирующие СМИ Китая для формирования позитивного имиджа и нахождения наиболее широкой целевой аудитории включаются в цифровое пространство и пытаются найти там свое место. Таким образом, основным направлением технологического развития китайских СМИ в этот период стала конвергенция СМИ и новых медиа.
9. Второй ярко выраженной тенденцией нового этапа технологического развития китайских СМИ является стремление каждого издания сохранить классические традиции составления контента для наполнения каждого СМИ. При том, что в эпоху цифровизации в Китае стало значительно больше СМИ, все они, в силу технологических возможностей, придерживаются существующих традиций, что связано с наличием возможности жесткого контроля и проверки публикуемой информации за счет новых информационных и компьютерных технологий.
10. Активная цифровизация китайских СМИ, которая отмечается последние 10 лет, стала причиной достаточно серьезной проблемой, касаемой необходимости реструктуризации китайских СМИ, а также снижение спроса на традиционные формы распространения информации, которые представлены печатными газетами и журналами, эфирными радиостанциями и обычными телеканалами, которые составляют часть культуры Китая и многие десятилетия определяли ее сущность.
11. Экономические показатели рынка печатных периодических изданий стали снижаться, что было связано с дифференциацией спроса на печатные СМИ по возрастному и социальному признаку. Такая ситуация коснулась даже главного информационного ресурса Китая – Центрального телевидения, которому также пришлось адаптироваться к новым форматам трансляции, которые являются достаточно затратными и потому ставят под сомнение рентабельность традиционного вещания.
12. Несмотря на большое внимание государства к качеству выпускаемых в формате новых медиа периодических изданий, в век цифровых технологий достаточно сложно полностью контролировать чистоту и достоверность предоставляемой каждым медиапродуктом информации, что приводит к появлению фейковых информационных материалов, которые негативно влияют на формирование и развитие идеологических представлений современных китайцев, их отношение к собственной стране
13. Говоря о перспективах технологического развития китайских СМИ на современном этапе, можно сказать о том, что, скорее всего, в ближайшие годы традиционные СМИ изживут себя и постепенно начнут исчезать с медиарынка, при этом есть вероятность адаптации их виртуальных аналогов для всех социальных слоев и возрастных сегментов целевой аудитории, которые на данный момент не могут чувствовать себя комфортно, занимаясь поиском информации в сетевых периодических изданиях.
Глава 1. Технологический фактор в эволюции
1.1. Эволюция как социально-культурное явление: обзор теорий и трактовок
1.1.1. Социокультурная эволюция
Социокультурная эволюция, социокультурный эволюционизм или культурная эволюция – это теории социобиологии и культурной эволюции, которые описывают, как общества и культура меняются с течением времени. В то время как социокультурное развитие отслеживает процессы, которые имеют тенденцию увеличивать сложность общества или культуры, социокультурная эволюция также рассматривает процессы, которые могут привести к снижению сложности (дегенерации) или которые могут вызывать вариации или распространение без каких-либо, казалось бы, значительных изменений в сложности (кладогенез) .
Социокультурная эволюция – это «процесс, с помощью которого структурная реорганизация изменяется с течением времени, в конечном итоге, создавая форму или структуру, качественно отличающуюся от формы предков».
Большая часть подходов XIX и некоторых XX веков к социокультуре была направлена на создание моделей эволюции человечества в целом, утверждая, что разные общества достигли разных стадий социального развития. Наиболее всеобъемлющая попытка разработать общую теорию социальной эволюции, основанную на развитии социокультурных систем, – работа Талкотта Парсонса, работала в масштабе, включающем теорию всемирной истории. Другая попытка, менее систематическая, возникла в 1970-х годах с миросистемным подходом Иммануила Валлерстайна и его последователей .
Более современные подходы сосредоточены на изменениях, характерных для отдельных обществ, и отвергают идею о том, что культуры различаются в первую очередь в зависимости от того, насколько далеко каждая из них продвинулась по некоторой предполагаемой линейной шкале социального прогресса. Большинство современных археологов и культурных антропологов работают в рамках неоэволюционизма, социобиологии и теории модернизации.
На протяжении истории человечества существовало множество различных обществ, по оценкам, в общей сложности более миллиона отдельных обществ; тем не менее, количество существующих, обособленных обществ оценивалось всего около 200 .
Антропологи и социологи часто предполагают, что у людей есть естественные социальные тенденции и что конкретное человеческое социальное поведение имеет негенетические причины и динамику (то есть люди изучают их в социальной среде и через социальное взаимодействие ). Общества существуют в сложной социальной среде (например, с природными ресурсами и ограничениями) и адаптируются к этой среде. Таким образом, неизбежно изменение всех обществ.
Конкретные теории социальной или культурной эволюции часто пытаются объяснить различия между современными обществами, утверждая, что разные общества достигли разных стадий развития. Хотя такие теории обычно предоставляют модели для понимания взаимосвязи между технологиями, социальной структурой или ценностями общества, они различаются по степени, в которой они описывают конкретные механизмы вариации и изменения .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Васильев, Г.Г. Социокультурная эволюция и социальное управление / Г.Г. Васильев. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997. – 220 с.
2. Гринин, Л.Е., Макроэволюция в живой природе и обществе / Л.Е. Гринин, А.В. Марков, А.В. Коротаев. – М.: URSS, 2009. – 350 с.
3. Вельков, В.В. По ту сторону эволюции / В.В. Вельков // Человек. – 2004. – №2. – С. 23–30.
4. Гао, Д. Коррупция и новые медиа в современном Китае / Д. Гао // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 3. – С. 354–360.
5. Глазьев, С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов / С. Глазьев // Вопросы экономики. – 2009. – № 3. – С. 26–38.
6. Гринин, Л.Е., Макроэволюция в живой природе и обществе / Л.Е. Гринин, А.В. Марков, А.В. Коротаев. – М.: URSS, 2009. – 350 с.
7. Гринин, Л.Е. Технологической аспект социальной эволюции / Л.Е. Гринин // Социальные науки. – 2013. – URL: https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data (дата обращения: 05.04.2022).
8. Ерасов, B.C. Социальная культурология / В.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 591 с.
9. Илюшечкин, В.П. Теория стадийного развития общества (история и проблемы) / В.П. Илюшечкин. – М.: Восточная литература РАН, 1996. – 406 с.
10. Каренов, Р.С. Технологический уклад: понятие, эволюция, фазы развития его жизненного цикла / Р.С. Каренов // Вестник науки Костанайского социально-технического университета имени академика Зулхарнай Алдамжар. – 2016. – URL: https://articlekz.com/article/28377 (дата обращения: 05.04.2022).
11. Парсонс, Т. Система современных обществ. / Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 398 с.
12. Пелипенко, А.А. Особенности социокультурной эволюции / А.А. Пелипенко // Киберленинка. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsiokulturnoy-evolyutsii/viewer (дата обращения: 04.04.2022).
13. Перепелкин, Л.С. Социальная эволюция: некоторые дискуссионные вопросы / Л.С. Перепелкин // Историческая психология и социология истории. – 2013. – № 6 (2). – URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/238994/ (дата обращения: 04.04.2022).
14. Петрова, Е. Виды китайских СМИ. Журналистика в мире цензуры и позитивной повестки / Е. Петрова // ЭКД. – 2020. – URL: https://ekd.me/2020/08/kitajskie-smi-kak-zanimatsya-zhurnalistikoj-v-mire-pozitivnoj-povestki-i-cenzury/ (дата обращения: 17.04.2022).
15. Плюснин, Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико-методологический анализ / Ю.М. Плюснин. – Новосибирск: Наука, 1990. – 340 с..
16. Рябов, А.А. Эволюция – через призму технологической сингулярности, или о «пришествии» электронных личностей / А.А. Рябов, Т.Л. Михайлова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3 (4). – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15220 (дата обращения: 07.04.2022).
17. Салов, Ю.И. Логика социально-культурной эволюции: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. философ.н. / Ю.И. Салов. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2000. – 50 с.
18. Сейдахметов, А.С. Рынок технологий: Учебное пособие / А.С. Сейдахаметов, К.Ж. Елшибекова. – Алматы: Экономика, 2011. – 480 с.
19. Сергеев, Г.И. От дибао до «Жэньминь жибао». Путь в 1200 лет (История средств массовых коммуникаций Китая) / Г.И. Сергеев. – М.: Издательство Университета дружбы народов, 1989. – 224 с.
20. Се Цзиньвэнь. История китайской журналистики / Цзиньвэнь Се. – Пекин: Издательство химической промышленности, 2011. – 350 с.
21. Сюаньюй, Х. История деловой прессы и информационных агентств Китая / Х. Сюаньюй // Молодой ученый. – 2021. – № 6. – URL: https://moluch.ru/archive/348/78273/ (дата обращения: 16.04.2022).
22. Ткачева, Н.В. Национальные медиа как инструменты продвижения «мягкой силы» Китая / Н.В. Ткачева // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2022. – № 1. – URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2019/6/natsionalnye-media-kak-instrumenty-prodvizheniya-myagkoy-sily-kitaya-/ (дата обращения: 18.04.2022).
23. Ткачева, Н.В. Этапы формирования китайской медиасистемы / Н.В. Ткачева // Российско-китайские исследования. – 2019. – Т. 3. № 1. – С. 83–89.
24. Урасова, А.А. Технологическая эволюция как процесс смены укладов в региональной промышленной структуре / А.А. Урасова // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 3. – С. 123–127.
25. Фролов, Д.П. Методологические мифологемы теории технологической эволюции / Д.П. Фролов // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 11 (314). – С. 12–20.
26. Храмцова, Е.К., Симонова, О.Л. Китайские СМИ на пороге нового века / Е.К. Храмцова, О.Л. Симонова // Вестник зарубежной журналистики. – 2022. – № 3. – С. 40–52.
27. Ху, С. Регулирование новых медиа в Китае / С. Ху // Материалы III международной научно-практической конференции «Корпоративные стратегические коммуникации: тренды в профессиональной деятельности». – Минск: Белорусский государственный университет, 2020. – С. 425–430.
28. Хуа, Ц., Ченг, Ч., Ван, В. и др. Китай в эпоху цифровых технологий: построение новой экономики с глобальной конкурентоспособностью / Ц. Хуа, Ч. Ченг, В. Ван. – Джорджия: Глобальный институт McKinsey, 2012. – 230 с.
29. Хуан, Ч. Новые характеристики развития новых медиа в Китае / Ч. Хуан // News Forum. – 2020. – № 34 (04). – С. 25–37.
30. Цзе, Ч. Продвижение положительного имиджа Китая в традиционных СМИ и медиа нового типа / Ч. Цзе // Медиаскоп. – 2018. – № 2. – С. 11–18.
31. Цзя, Л. Модели развития китайских СМИ: современная ситуация / Л. Цзя // Межкультурные коммуникации в современном мире. – 2014. – № 4. – С. 134–136.
32. Цзя, Ф. Новые медиа: позиционирование и специфика китайского феномена / Ф. Цзя // Научные ведомости Белорусского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 38. № 2. – С. 286–294.
33. Цяо, С. Конкретное воплощение ценностей китайской журналистики / С. Цяо. – Джорджия: Дух закона, 2020. – 380 с.
34. Чжунминь, В. Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на развитие СМИ Китая: дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / В. Чжунминь. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2007. – 168 с.
35. Чунь, В. Современная пресса Китая / В. Чунь // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». – 2006. – № 1 (9). – С. 70–73.
36. Шисюань, Чж. Характеристики китайской журналистики в эпоху цифровых технологий / Чж. Шисюань // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 4(89). – С. 427–429.
37. Юньшэн, Чж. Основные тенденции развития новых медиа в Китае / Чж. Юньшэн // Материалы научно-практической конференции «Евразийское научное объединение». – 2021. – URL: https://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/CHzhan-YUnshen.pdf (дата обращения: 23.04.2022).
38. Huang, Y. Broadcasting and politics: Chinese television in the Mao era, 1958–1976 / Y. Huang, X. Yu // Historical Journal of Film, Radio and Television. – 1997. – No. 17 (4). – P. 563–574.
39. Meisner, M. Mao’s China and After: A History of the People’s Republic / M. Meisner. 3rd ed. – NY: Free Press, 1999. – 354 p.