Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Закупка для цветочного магазина имеет важное значение. Заказ не-достаточного количества продукции приведет к потенциальным финансо-вым потерям, так как покупатель, не обнаружив необходимого товара, уй-дет в другой магазин. Заказ большого количества продукции, которая не будет продана и в конце концов будет списана, так как станет непригодной для продажи, также приведет к финансовым потерям.
Поэтому необходимо выполнять прогнозирование закупок и при этом учитывать предпочтения своих покупателей и выполненные раннее покупки.
Объект исследования – бизнес-процессы цветочного магазина.
Предмет исследования – автоматизация процесса закупки цветочной продукции.
Цель работы – разработка цифровой системы закупок продукции для цветочного магазина, использующего алгоритмы прогнозирования на основе клиентского поведения.
Научная новизна работы состоит в проектировании и разработке алгоритмов прогнозирования объемов закупок с учетом клиентского пове-дения, на основе которых выполняется разработка цифровой системы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
выполнить анализ предметной области;
разработать техническое задание на разработку цифровой систе-мы;
разработка и реализация алгоритмов прогнозирования закупок;
разработка информационного обеспечения для цифровой систе-мы;
разработка программного обеспечения цифровой системы.
Практическая значимость заключается в создании цифровой системы прогнозирования закупок на основе клиентского поведения, которая должна стать подсистемой информационной системы цветочного магазина.
В первой главе дается анализ предметной области. Рассматривается организационная структура цветочного магазина, дается характеристика всех подразделений. В этой главе выполнено описание бизнес-процессов цветочного магазина, Для описания функционирования бизнес-процессов построения диаграмм в нотации BPMN. Представлено техническое задание (ТЗ) на создание цифровой системы, разработанное в соответствии с ГОСТ 34.602–2020. В ТЗ определены требования к цифровой системе и ее составным частям.
Во второй главе выполняется обоснование выбора СУБД для разра-ботки БД и системы IDE для разработки программного обеспечения. Для различных видов СУБД выполнена сравнительная характеристика, пред-ставленная в виде таблицы.
В третьей главе представлены разработка функционального обеспе-чения и обеспечивающих частей цифровой системы, а именно информа-ционного и программного обеспечения.
Для выполнения работы используются:
– программный комплекс Ramus (аналог BpWin), который позволя-ет построить диаграммы IDEF0 и DFD;
– программное средство MS Visio для построения блок-схем алго-ритмов и UML-диаграмм;
– программный комплекс MySQL Workbench для проектирования БД;
– MySQL Server для разработки БД;
– IDE Visual Studio 2019 с# для разработки программного обеспе-чения.
1 ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Организационная структура
На рисунке 1 представлена организационная структура цветочного магазина, который является объектом исследования данной работы.
Рисунок 1 – Организационная структура цветочного магазина
Цветочный магазин возглавляет директор, в обязанности которого входит:
руководство всеми видами деятельности цветочного магазина. Основные виды деятельности магазина: продажа цветов, цветочных ком-позиций или букетов, горшечных растений, изготовление букетов и компо-зиций, выращивание и продажа растений;
обеспечение выполнения финансовых обязательств перед налого-вой инспекцией, фондом социального страхования, банковскими организа-циями;
организация эффективного функционирования и взаимодействия всех подразделений магазина;
контроль планово-финансовой деятельности магазина;
контроль выполнения обязательств перед партнерами и клиентами;
создание на предприятии атмосферы, способствующей эффектив-ному использованию персоналом своих навыков, знаний и умений;
соблюдение закона и норм охраны труды на рабочих местах;
выполнение действий по обеспечению магазина опытными сотруд-никами: менеджерами торгового зала, флористами, и и квалифицирован-ным управляющим персоналом.
Торговый отдел состоит из трех участков: торговый, участок по из-готовлению букетов и цветочных композиций и участок хранения. Мене-джер торгового участка выполняет взаимодействие с покупателями, а именно:
выявление требований покупателя к продукту;
оценка возможностей магазина по исполнению заказа покупа-теля;
формирование продукта в соответствии с заказом покупателя;
расчет стоимости продукта;
взаиморасчет с покупателем;
передача продукта покупателю.
Сотрудники участка цветочных композиций занимается формирова-нием букетов по заказу покупателя или для выставки. Участок хранения представляет собой специальное место в помещении магазина с микрокли-матом, необходимым для хранения цветов и цветочных композиций. Уча-сток хранения доступен для просмотра покупателю, ему предоставляется возможность выбрать цветы, композиции или букеты.
Функции коммерческого отдела:
исследование цветочного рынка,
поиск и выбор поставщиков цветов, горшечных изделий, сувенир-ной продукции и сопутствующих материалов, необходимых для оформле-ния букетов и композиций (упаковочные материалы, упаковка для буке-тов);
установление взаимоотношений с поставщиками цветов,
составление плана закупок цветов,
организация закупок на цветочном рынке, обеспечение магазина всеми видами материальных ресурсов, которые необходимы для форми-рования цветочных композиций;
стоимостной анализ сферы закупки цветов.
организация поиска покупателей для магазина,
составление и подписание договора поставки;
контроль выполнения заключенных договоров поставки;
исследование и прогнозирование рынка сбыта;
продвижение товаров на рынок и реклама;
проведение ценовой и товарной политики;
организация сервисного обслуживания покупателей;
формирование имиджа и фирменного стиля предприятия.
Еще одно подразделение предприятия – бухгалтерия, которая вы-полняет функции бухгалтерии и отдела кадров. Задачами бухгалтерского учета цветочного магазина являются:
– учет всего имущества в количественно-суммовом выражении, то есть по количеству в натуральных единицах и стоимости в денежных еди-ницах;
– учет источников формирования имущества магазина(обязательств организации);
– описание всех торговых и хозяйственных процессов магазина;
– учет количества и качества затраченного труда;
– формирование полной и достоверной информации о результатах деятельности магазина.
Основными функциями отдела кадров являются:
– оформление движения кадров (приём на работу, перевод на дру-гую должность, увольнение, отпуск, командировки);
− ведение личных дел;
– подбор персонала на вакантные должности магазина;
− заполнение и ведение трудовых книжек.
Информационно-технический отдел осуществляет следующие функ-ции:
приобретение активного сетевого оборудования, серверов, средств резервного копирования, расходных материалов и запасных ча-стей к устройствам печати и офисной технике и др.;
установка, настройка, техническое сопровождение и обслуживание оборудования и программного обеспечения;
организация автоматизированных рабочих мест;
диагностика и устранение неисправностей вычислительной и офис-ной техники и программного обеспечения;
обеспечение информационной безопасности.
1.2 Документооборот предприятия
Диаграмма документооборота цветочного магазина приведена на рисунке 2. На нем представлены все подразделения магазина и внешние сущности – объекты, находящиеся вне магазина, с которыми происходит взаимодействие подразделений. К внешним сущностям относятся:
налоговая инспекция;
банк;
пенсионный фонд России;
фонд социального страхования;
страховая компания;
поставщики цветочной продукции;
клиенты или покупатели.
Рисунок 2 – Диаграмма внешнего документооборота
В налоговую инспекцию бухгалтерия отправляет налоговые декла-рации, в которых задекларированы доходы компании и суммы налоговых выплат. Налоговая инспекция отправляет в компанию распорядительную документацию, которая информирует о изменениях в налоговом законо-дательстве.
Все финансовые операции предприятие выполняет через банк, по-средством платежных поручений или через систему «Клиент-Банк», пред-ставляющую собой программный комплекс, с помощью которого совер-шаются операции по счету и происходит обмен документами и информа-цией с банком.
В пенсионный фонд России (ПФР) компания отправляет сведения о сотрудниках и кадровый отчет. Сотрудники ПФР отправляют на предпри-ятие распоряжения, регулирующие отношения с предприятиями.
Фонд социального страхования работает согласно федеральным за-конам, указам президента и постановлениям правительства, об изменениях в своей работе фонд информирует предприятия, которые перечисляют де-нежные средства и сведения об этом отправляют в своих отчетах.
Поставщики занимаются поставкой в магазин цветочной продукции, в соответствии с заказом. Магазин устанавливает и поддерживает с по-ставщиком договорные отношения. Поставка продукции сопровождается товарно-транспортной накладной (ТТН) и сертификатами качества За по-ставленную продукцию магазину выставляются счета, оплачиваемые через банк. При поставке некачественной продукции магазин оформляет доку-менты на возврат (акты и возвратные накладные) и отправляет продукцию обратно поставщику.
На диаграмме (рисунок 2) представлены не все внешние сущности. компании кроме описанных сущностей взаимодействует еще со многими организациями и предприятиями:
средства массовой информации через которые проводятся ре-кламные компании;
провайдеры, предоставляющие интернет-услуги;
арендодаторы, предоставляющие помещения для магазина, офисные помещения;
компании, предоставляющие коммунальные услуги (энергоком-пании, водоканал и др. ).
На рисунке 3 представлен внутренний документооборот, построен-ный в методологии DFD. Диаграмма демонстрирует взаимодействие подразделений компании.
Директор издает приказы и распоряжения, которые позволяют осу-ществлять управление всеми подразделениями компании. От всех подраз-делений директору поступают отчеты о результатах их деятельности.
Все подразделения отправляют в отдел кадров сведения о работе сотруд-ников, в соответствии с которыми заполняется табель рабочего времени. По сведениям табеля рабочего времени начисляется заработная плата.
В бухгалтерию из торгового отдела передаются отчеты о продажах. Коммерческий отдел является источником бизнес-идей, творческих проек-тов и различных маркетинговых предложений, которые реализуются в торговом отделе, который непосредственно взаимодействует с покупате-лями.
Рисунок 3 – Диаграмма внутреннего документооборота
Торговый отдел ведет учет продаж и складской учет, поэтому в этом отделе формируется отчет об остатках цветочной продукции, который для анализа передается в коммерческий отдел. Коммерческий отдел в соответ-ствии с остатками формирует заказ поставщикам.
В связи с невозможностью работы цветочного магазина без исполь-зования информационных технологий, которые требуют постоянного со-провождения специалистом, в магазине присутствует отдел информацион-ных технологий. В этот отдел со всех рабочих мест поступают заявки на обслуживание, связанные с обновлением, настройкой, восстановлением ПО, а также настройкой, ремонтом техническим обслуживанием вычисли-тельной и оргтехники, коммуникаций. Компания может обойтись без отде-ла информационных технологий, а использовать аутсорсинговые инфор-мационные услуги сторонних организаций.
1.3 Описание бизнес-процессов
На рисунках 4-8 представлены диаграммы, описывающие бизнес-процессы, возникающие при взаимодействии цветочного магазина, поку-пателей, поставщиков.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Автоматизация проектирования вычислительных систем. Языки, моделирование и базы данных / ред. М. Брейер. - М.: Мир, 2014. - 463 c.
2 Акинин, П.В. Математические и инструментальные методы эко-номики (для бакалавров) / П.В. Акинин и др. - М.: КноРус, 2016. - 151 c.
3 Албахари, Джозеф C# 6.0. Справочник. Полное описание языка/ Джозеф Албахари, Бен Албахари. – Вильямс – М., 2016. – 623 c.
4 Балдин, К. В. Информационные системы в экономике : учебник / К. В. Балдин, В. Б. Уткин. — 8-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 394 с.
5 Белов В.В., Чистякова В.И. Проектирование информационных систем: учебник для студ. учреждений высш. образования / Под ред. В.В. Белова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
6 Бишоп Дж. С# в кратком изложении/ Дж. Бишоп. Бином. Лабо-ратория знаний - М., 2015. - 234 c.
7 Варфоломеева, А. О. Информационные системы предприятия : учебное пособие / А. О. Варфоломеева, А. В. Коряковский, В. П. Романов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 330 с.
8 Вейцман, В. М. Проектирование информационных систем: Учеб-ное пособие для вузов/В. М. Вейцман. – 2-е изд.– стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 316 с.
9 Гармаш, А.Н. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Гармаш, И.В. Орлова, В.В. Федосеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 328 c.
10 Гвоздева, В. А. Основы построения автоматизированных инфор-мационных систем / В.А. Гвоздева, И.Ю. Лаврентьева. - М.: Форум, Ин-фра-М, 2016. - 320 c.
11 Гвоздева, Т. В. Проектирование информационных систем. Стан-дартизация : Учебное пособие для вузов / Т.В. Гвоздева, Б.А. Балод. – 2-е изд.– стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 252 с.
12 Голицына, О. Л. Базы данных : учеб. пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФО-РУМ : ИНФРА-М, 2019. — 400 с.
13 Гущин, А.Н. Базы данных: учебно–методическое пособие [Текст]/ А.Н. Гущин. – М.; Берлин: Директ–Медиа, 2015. – 311 с.
14 Заботина, Н. Н. Проектирование информационных систем : учеб-ное пособие / Н. Н. Заботина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 331 с.
15 Коваленко, В. В. Проектирование информационных систем : учебное пособие / В.В. Коваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 357 с.
16 Комплекс стандартов на автоматизированные системы [Элек-трон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.rugost.com/ – 18.04.2016.
17 Коннолли, Т. Базы данных. Проектирование, реализация и со-провождение. Теория и практика / Т. Коннолли. - М.: Вильямс И.Д., 2017. - 1440 c.
18 Королев, А. В. Экономико-математические методы и моделиро-вание : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Ко-ролев. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 280 с.
19 Красс, М.С. Математика в экономике: математические методы и модели: Учебник для бакалавров / М.С. Красс. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 541 c
20 Кузнецов, С. Д. Основы баз данных / С.Д. Кузнецов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных техноло-гий, 2017. - 488 c.
21 Культин Н. Microsoft Visual C# в задачах и примерах/ Н. Куль-тин. БХВ-Петербург - М., 2015. - 320 c.
22 Лешек, А. Мацяшек Анализ и проектирование информационных систем с помощью UML 2.0 / Лешек А. Мацяшек. - М.: Вильямс, 2016. - 816 c.
23 Маклаков, С. В. Моделирование бизнес-процессов с AIIFusion Process Modeler/ С.В. Маклаков. – Диалог-МИФИ, 2015. – 240 c.
24 Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NoSQLтипа для проектирования информационных систем : учеб. пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРАМ, 2019. — 368 с.
25 Мюллер, Р.Д. Проектирование баз данных и UML / Р.Д. Мюллер; Пер. с англ. Е.Н. Молодцова. - М.: Лори, 2013. - 420 c.
26 Остроух, А.В. Проектирование информационных систем: моно-графия/ А.В. Остроух, Н.Е.Суркова. – 2-е изд.– стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 164 с.
27 Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ В.В. Репин, В.Г.; Елиферов. Издание 3-е, испр – М.: Стандарты и качество, 2015. - 408 c.
28 Рихтер, Джеффри Программирование на платформе Microsoft.NET Framework 4.5 на языке C#/ Джеффри Рихтер. – Питер - М., 2016. - 896 c.
29 Рочев, К. В. Информационные технологии. Анализ и проектиро-вание информационных систем: Учебное пособие для вузов/К.В. Рочев. – 3-е изд.– стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 128 с.
30 Стиллмен, Эндрю Изучаем C#/ Эндрю Стиллмен, Грин Дженни-фер. – Питер - М., 2016. - 816 c.
31 Шустова Л.И. Базы данных: учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тара-канов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 336 с.
32 Экономическая информатика : учебник и практикум для бака-лавриата и магистратуры / Ю. Д. Романова [и др.] ; отв. ред. Ю. Д. Рома-нова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.