Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной магистерской диссертации, связана с тем, что ребенок и подросток – это социально незащищенные категории населения, которые требуют к себе повышенного внимания со стороны взрослых людей, а также представителей государственной власти.
В том случае, когда ребенок или подросток по разным причинам остается без попечения родителей, государство обязано определить его в специальные учреждения, а также реализовать стратегию устройства в приемные или замещающие семьи, чтобы несовершеннолетний чувствовал себя максимально комфортно.
Однако зачастую происходят ситуации, когда замещающая семья не может нормально сформироваться в силу различных причин. В этом случае приемные родители, опекуны или сами дети и подростки принимают решение о возврате несовершеннолетнего в специальное учреждение.
На сегодняшний день в России проблема возврата детей и подростков из замещающих семей в детские дома и интернаты стоит очень остро. Согласно официальной статистике, ежедневно 14 детей и подростков возвращаются в специальные учреждения, что составляет около 5000 человек в год .
Эти статистические данные указывают на то, что возврат из замещающих семей стал довольно распространенной негативной социальной тенденцией, с которой на данный момент невозможно справиться с экономической или правовой точек зрения. При этом редко осуществляется учет того обстоятельства, что у подобных детей и подростков возникает ряд негативных психических состояний, которые требуют максимальной качественной и эффективной коррекции, которая должна проводиться профессиональными психологами в специальном учреждении, куда был осуществлен возврат несовершеннолетнего.
Степень изученности проблемы. Проблема функционирования замещающих семей довольно широко описана в научной литературе. Так, проблемам замещающей семьи посвящены работы таких исследователей как: Л.А. Асламазова (2017), Ю.А. Арцева (2021), Д.С. Ашимбаева (2016), Г.И. Гайсина (2008, 2009), М.Ф. Терновская (2004), В.А. Цветков (2009) и другие.
Однако проблеме возврата детей и подростков из замещающих семей не посвящено ни одного комплексного исследования, которое носит междисциплинарный характер. К этому вопросу в научной литературе с различных точек зрения обращались такие исследователи как: Е.Е. Кузьминская (2019), З.И. Лаврентьева (2017), Е.Е. Леонова (2017), М. Павловец (2020), Л. Петрановская (2014), А.Ю. Синкевич (2015), С.С. Солонченко (2017), М.А. Сысоева (2021), М.В. Фещенко (2016) и другие.
При этом все указанные исследователи не пришли к общему выводу, каким образом необходимо организовывать профилактику и коррекцию негативных психических состояний у подростков в случае возврата из замещающих семей, что повышает актуальность и практическую значимость данного исследования.
Цель исследования – теоретические и экспериментально изучить принципы коррекции негативных психических состояний подростков при возврате из замещающих семей.
Объект исследования – негативные психические состояния подростков при возврате из замещающих семей.
Предмет исследования – принципы коррекции негативных психических состояний подростков при возврате из замещающих семей.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды замещающих семей.
2. Охарактеризовать психические состояния подростков при возврате из замещающих семей.
3. Изучить формы и методы психологической коррекции подростков при возврате из замещающих семей.
4. Описать основные этапы организации, методы, методики, а также дать характеристику участникам исследования
5. Провести психологическую диагностику участников исследования.
6. Разработать программу коррекции психических состояний подростков при возврате из замещающих семей.
7. Проанализировать результаты программы коррекции психических состояний подростков при возврате из замещающих семей.
8. Провести качественный анализ результатов проведенной программы коррекции психических состояний подростков при возврате из замещающих семей.
Теоретическую основу исследования составили такие работы как: «Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги» С.Н. Гринберг, Е.В. Савельевой, Н.В. Вараевой и М.Ю. Лобановой , «Основы правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей» Е.А. Левицкой и Т.А. Пасиковой , а также «Психология детей-сирот» Л.М. Шипицыной .
Эмпирическая база исследования: Санаторная школа-интернат № 2, город Магнитогорск.
Гипотезы исследования:
1) у подростков, которые возвращены в интернат из замещающих семей, наблюдаются такие негативные психические состояния как повышенный уровень тревожности, агрессивности, депрессивности и одиночества;
2) разработанная программа является эффективной для коррекции негативных психических состояний подростков, возвращенных их замещающих семей.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, хронологический, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в магистерской диссертации проведен анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования негативных психических состояний подростков при возврате из замещающих семей, а также раскрыты основные формы и методы проведения психологической коррекции этих состояний. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой специальной программы, которая эффективна для коррекции негативных психических состояний подростков, возвращенных их замещающих семей. Данная программа может быть использована в практике психологической службы интернатов для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ ПРИ ВОЗВРАТЕ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
1.1 Понятие и виды замещающих семей
Под замещающей семьей в научной литературе понимается специфический вид организации устройства несовершеннолетнего, не имеющего кровной семьи .
Замещающей называют любую семью, которая занимается обеспечением ребенка-сироты и уходом за ним. Тип формы устройства несовершеннолетнего не имеет значения для определения принимающей семьи как замещающей. Это может быть усыновление, приемная семья, патронат или просто опека. В любом случае чужие взрослые люди заменяют ребенку отца и мать и полностью или частично выполняют их функции .
Нормативно-правовое регулирование института замещающей семьи в Российской Федерации обеспечивает Семейный кодекс, в котором прописан ряд норм и требований, которые выдвигаются относительно семей, которые только планируют стать замещающими или уже являются ими , а также Федеральный закон Российской Федерации № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» .
В частности, существует устойчивая норма, связанная с тем, что замещающая семья может взять на обеспечение только того несовершеннолетнего, который остался без родительского попечения (родители либо умерли, либо были лишены родительских прав). Если несовершеннолетний достиг возраста 10 лет, то для того, чтобы попасть в замещающую семью, он должен написан письменное согласие, которое считается официальным документом для определения ребенка к новым родителям .
Важно учитывать, что при выборе замещающей семьи для каждого конкретного несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства должны учитывать соответствия ребенка и будущей семьи по следующим критериям :
– этническое происхождение и язык, на котором говорит ребенок и члены потенциальной замещающей семьи;
– культурные традиции и национальные обычаи, к которым привыкли обе стороны;
– возможность потенциальной замещающей семьи создать такие социально-экономические условия, чтобы гарантировать несовершеннолетнему возможность непрерывного обучения с учетом принципа преемственности.
Для того, чтобы семья стала замещающей для того или иного ребенка, она должна соответствовать ряду требований, закрепленных в Семейном кодексе, а также иметь высокий уровень здоровья и хорошую репутацию, говорящую о достойном моральном облике будущих родителей .
Согласно общепринятым нормам, органы опеки и попечительства отдают предпочтение при выборе замещающей семьи для каждого ребенка, тем потенциальным родителям, которые готовы не просто предоставить опеку или патронат несовершеннолетнему, но и со временем принять его в свою семью как родного и узаконить это фактом усыновления (удочерения).
Однако в тех случаях, когда для ребенка сложно найти замещающую семью и отсутствуют претенденты на родительство, органы опеки и попечительства принимают решение разрешить подходящим по всем характеристикам семьям выбрать любую форму устройства ребенка .
Рассмотрим основные функции, которые выполняет замещающая семья в отношении определенного в нее ребенка. Они представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Функции замещающей семьи
Первые четыре функции, представленные на рисунке 1.1, являются стандартными для любой родительской семьи в отношении ребенка. В обязанности родителей законодательство вменяет необходимость развивать, обучать, воспитывать и социализировать своего ребенка, создавая достаточные и комфортные социальные и материальные условия для гарантированной реализации этих функций.
Однако, замещающая семья вынуждена по природе своего статуса выполнять еще одну функцию, которая связана с тем, что ребенок до определения в семью находился в специальном учреждении, где его социализация проходила нелегко, а эмоциональная связь с близкими людьми была нарушена вследствие их отсутствия. Эта функция характеризуется как реабилитирующая .
Замещающая семья должна создать для приемного ребенка такие условия, где он будет чувствовать себя максимально комфортно и безопасно, ощущать любовь и заботу. Только тогда постепенно будут решаться его психологические проблемы, связанные с сиротством и нахождением в детском доме без обеспечения родителей .
Кроме того, замещающая семья должна приложить все усилия, чтобы ребенок, который в нее попал, смог восстановить некоторые утраченные в связи с отсутствием родителей психические функции. Прежде всего, принципиально важным и сложным моментом является обеспечение его позитивного эмоционального состояния, которое влияет на все остальные физические и психические аспекты .
Также новые родители должен помочь приемному ребенку восполнить пробелы в получении социальной информации, развить его сенсорные способности, которые могли снизиться в связи с отсутствием возможности реализовывать индивидуальный педагогический подход к каждому ребенку в условиях детского дома .
Несомненно, каждый ребенок, у которого нет родителей, хочет их иметь. Однако когда он узнает, что его готова принять новая семья, наряду с радостью несовершеннолетний испытывает целый ряд психологических проблем, которые связаны, в первую очередь, со страхом неизвестности, необходимостью менять привычный социальный и бытовой уклад жизни, терять друзей по детскому дому, которые долгие годы составляли его социальное окружение.
Конечно, восприятие новой семьи во многом зависит от возраста ребенка. Более младшие дети (особенно дошкольники) всегда положительно относятся к попаданию в новую семью. Они радуются возникающему с кем-то из взрослых эмоциональному контакту, им интересна эта новая жизнь, которая точно будет не такой как раньше. Но самое главное в данной ситуации, что у ребенка появляется надежда, что его будут любить, а не просто считать одним из воспитанников, структурной единицей детского коллектива .
Дети постарше (прежде всего, подростки) всегда с опаской относятся к новым родителям. Некоторые из них, в силу сложного возраста и уже сформировавшегося характера, могут высказывать негативное мнение о своей будущей семье. Встречались и случаи, когда подростки отказывались писать согласие на определение в замещающую семью, причем точных причин этого они указать не могли.
Кроме того, принципиально важным является также момент причины попадания ребенка в детский дом. Это может быть смерть родителей, которых ребенок помнит или не помнит, а также асоциальное поведение членов кровной семьи, которое вынудило органы опеки лишить их родительских прав через суд и поместить ребенка в специальное учреждение. В данном случае ребенок также может помнить или не помнить своих родителей и ситуацию, которая вызвала его попадание в детский дом .
В этих типах ситуаций важно наличие существовавшей когда-либо эмоциональной связи ребенка с его кровными родителями, его отношения к ним, опыта совместной жизни.
Если ребенок помнит своих родителей, эмоционально был привязан к ним, и его определение в детский дом было вызвано их гибелью, то адаптация в замещающей семье будет проходить сложнее. Прежде всего, ребенок будет постоянно сравнивать новых родителей с кровными, чаще всего в пользу первых, к которым он был привязан эмоционально.
Также несовершеннолетнему будет постоянно казаться, что новая семья не принимает его таким, какой он есть, не любит так, как нужно любить своих детей. Это вызывает ряд психологических проблем, вплоть до открытого конфликта с новыми родителями .
Если ребенок оказался в детском доме в раннем возрасте, не помнит своих родителей или обижен на них за аморальность, которая позволила государству разлучить его с кровной семьей, то попадание в новую семью будет для него, скорее, шансом изменить в своем восприятии и сознании негативную модель семейных отношений на позитивную.
С другой стороны, такому ребенку будет достаточно сложно адаптироваться в семейных бытовых условиях, т.к. он привык к быту общежития, где нужно выживать и все делить поровну .
Таким образом, в любом случае определение ребенка в замещающую семью в первое время будет для него определенным стрессом, который, при адекватном реагировании приемных родителей, будет преодолен, а ребенок сможет адаптироваться к новым условиям и ощутить эмоциональную привязанность и благодарность в отношении новых родителей.
На рисунке 1.2 представлены виды замещающих семей, которые определены Семейным кодексом Российской Федерации :
Рисунок 1.2. – Виды замещающих семей
Приемная семья – это тип замещающей семьи, когда ребенок полностью переходит под контроль и обеспечение новых родителей, проживает вместе с ними, участвует в жизни семьи на равных с другими членами, имеет все юридические права и обязанности, что и кровные дети родителей .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29 декабря 1995 года (в действ. ред. от 02 июля 2021 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 15.04.2022).
2. Федеральный закон Российской Федерации № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года (в действ. ред. от 30 апреля 2021 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 15.04.2022).
3. Анастази, А. Психологическое тестирование. Сборник психодиагностических тестов / А. Анастази. – М.: Лабиринт, 2018. – 326 с.
4. Асламазова, Л.А. Замещающая семья как предмет научных исследований / Л.А. Асламазова, Ф.П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – Вып. 3 (203). – С. 25–32.
5. Арцева, Ю.А. Замещающие семьи / Ю.А. Арцева. – Томск: Перспектива, 2021. – 290 с.
6. Ашимбаева, Д.С. Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время / Д.С. Ашибмаева // Материалы I международной научной конференции «Образование: прошлое, настоящее и будущее». – Краснодар: Новация, 2016. – С. 76–77.
7. Бобкин, А.Е. Приемная семья: психологическая диагностика кандидатов в родители / А.Е. Бобкин // Семья в России. – 1998. – № 3–4. – С. 97–111.
8. Большакова, Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.психол.н. / Л.Н. Большакова – Ярославль, 2004. – 26 с.
9. Гайсина, Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт. Учебное пособие / Г.И. Гайсина. – Уфа: Астарта, 2008. – 16 с.
10. Гайсина, Г.И. Сопровождение замещающей семьи как новый вид профессиональной деятельности. Учебное пособие для бакалавров и специалистов социальной работы / Г.И. Гайсина. – Екб.: Издательство РГПУ, 2009. – 199 с.
11. Гринберг, С.Н., Савельева, Е.В., Вараева, Н.В., Лобанова, М.Ю. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова. – СПб.: Речь, 2007. – 388 с.
12. Захарова, Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье / Ж.А. Захарова. – Кострома: Авантитул, 2009. – 101 с.
13. Капилина, М.В. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка / М.В. Капилина, Т.Д. Панюшева. – М., 2015. – 432 с.
14. Котли, П. Новые приемные родители: первый опыт / П. Котли / Пер. с англ. Н.И. Ивановой. – Новосибирск, 2000. – 200 с.
15. Кузьминская, Е.Е. Проблемы возврата детей из приемных семей / Е.Е. Кузьминская // Социальная работа. – 2019. – № 7. – С. 33–48.
16. Лаврентьева, З.И. Возврат детей из замещающих семей как социально-педагогический феномен / З.И. Лаврентьева // Известия Саратовского государственного университета. – 2017. – Т. 6. Вып. 3. – С. 278–282.
17. Лаврентьева, З.И. Риски воспитания детей в приемной семье / З.И. Лаврентьева // Педагогика в пространстве науки и практики: сб. студ. работ по итогам открытых педагогических чтений. Вып. 4 / Под. ред. Е.В. Богдановой, З.И. Лаврентьевой. – Новосибирск, 2012. Ч. 1. – С. 83–90.
18. Левицкая, Е.А., Пасикова, Т.А. Основы правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей / Е.А. Левицкая, Т.А. Пасикова. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. – 74 с.
19. Леонова, Е.Е. Социально-педагогические проблемы возврата детей из замещающих семей / Е.Е. Леонова // Известия Саратовского государственного университета. – 2017. – 2017. – Т. 6. Вып. 3 (23). – С. 283–285.
20. Лепина, М. 14 детей ежедневно возвращаются в детские дома из приемных семей / М. Лепина // Милосердие. Православный портал о благотворительности. – 2018. – URL: https://www.miloserdie.ru/article/14-detej-ezhednevno-vozvrashhayutsya-v-detskie-doma-iz-priemnyh-semej/ (дата обращения: 01.11.2022).
21. Лупандин, В.И. Математические методы в психологии / В.И. Лупандин. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2009. – 196 с.
22. Методы и задачи психологической коррекции // Викиум. Тренажеры для мозга. – 2021. – URL: https://blog.wikium.ru/metody-i-zadachi-psihologicheskoj-korrektsii.html (дата обращения: 16.04.2022).
23. Миневич, О.К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.психол.н. / О.К. Миневич. – Тамбов, 2009. – 25 с.
24. Марр, П.С. Воспитание детей в нетипичных семьях / П.С. Марр, С. Кеннеди // Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992. – С. 146–167.
25. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
26. Павловец, М. Обратно в детдом: почему опекуны отказывают от детей-сирот / М. Павловец // Мел. – 2020. – URL: https://mel.fm/blog/oksana-markech1/37615-obratno-v-detdom-pochemu-opekuny-otkazyvayutsya-ot-detey-sirot (дата обращения: 15.04.2022).
27. Петрановская, Л. Дважды брошенные. Кого и почему возвращают в детский дом / Л. Петрановская // Правмир. – 2014. – URL: https://www.pravmir.ru/otkaz-ot-rebyonka-pochemu-sluchaetsya-i-kak-izbezhat/ (дата обращения: 16.04.2022).
28. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М., 2015. – 670 с.
29. Семья, Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.психол.н. / Г.В. Семья – М., 2004. – 57 с.
30. Синкевич, А.Ю. Работа по предотвращению возвратов и минимизации последствий / А.Ю. Синкевич, Н.В. Гусарова // Особый ребенок в приемной семье и в учреждении : социализация, интеграция, общественное мнение. Сборник материалов. Региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М., 2015. – С. 281–293.
31. Солонченко, С.С. Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации / С.С. Солонченко // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 516–518.
32. Сысоева, М.А. Анализ причин возвратов детей из замещающих семей / М.А. Сысоева // Вестник магистратуры. – 2021. – № 5–6 (116). – С. 138–139.
33. Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей – социальных сирот в системе патронатного воспитания: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.пед.н. / М.Ф. Терновская. – М., 2004. – 24 с.
34. Урманова, Ю.В. Психологическая коррекция детей в сиротских учреждениях / Ю.В. Урманова, Р.А. Фатеева. – Элиста: Приоритет, 2019. – 390 с.
35. Ушакова, Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот: дисс. на соиск. уч. ст. к.психол.н. / Е.В. Ушакова. – М., 2003. – 184 с.
36. Фещенко, М.В. Подростковый возраст как фактор риска возникновения угрозы возврата / М.В. Фещенко // Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурс. Сборник материалов. Региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М., 2016. – С. 157–165.
37. Хмелева, Т.И. Приемная семья: реальность и перспективы / Т.И. Хмелева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2016. – № 3 (110). – С. 124–127.
38. Цветков, В.А. Патронатная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей / В.А. Цветков // Вестник Омского юридического института. Серия «Гражданское право». – 2009. – № 2 (11). – С. 49–51.
39. Чинарян, Е.О. Опека и попечительство над детьми / Е.О. Чинарян, Е.С. Васютина, А.А, Смагин, В.В. Чижикова, В.А. Ильин // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 9. – С. 171–174.
40. Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот: учеб. пособие / Л.М. Шипицына. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. – 628 с.