Фрагмент для ознакомления
2
Отношения к другим людям. У американцев дружеские связи многочисленны, но не глубоки и не постоянны, социальные обязательства избегаются. Китайцы, скорее склонны называть дружбой глубокие и постоянные отношения.
Организационные взаимоотношения. Каждый сотрудник в Америке выражает свое мнение открыто, невзирая на то, что оно не совпадает с мнением остальных. В Китае это не принято.
Отметим основные особенности национального характера США. Жесткий прагматизм, ориентация на реальное, приносящее пользу дело, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатыванию денег.
Активность: американец всегда видит жизненные, деловые, личные и иные цели. Прогресс и постоянное стремление к обновлению («цель — действие — достижение — новая цель») стали своего рода идолом, которому поклоняется вся нация.
Отношение ко времени как важнейшему деловому ресурсу. Выражение «время — деньги» в этом смысле очень американское по своему содержанию, поскольку жесткая ориентация на реальное дело, сулящее соразмерный доход, заставляет именно через эту призму смотреть на время. Американцы составляют очень насыщенные расписания и совершенно не оставляют свободного времени для себя.
Отношение к другим людям и коммуникативные качества американца характеризуются общей дружественностью, откровенностью и искренностью, готовностью к сотрудничеству и поиску разумных компромиссов, стремлением к получению всей нужной информации и готовностью обмениваться ею с партнерами. В этом отношении американцы очень болезненно реагируют на любые проявления нечестной игры, будь то неискренность партнера, утаивание информации и просто банальный обман. Что, как отмечалось выше, совершенно не является зазорным в Китае.
При всей своей расчетливости, американец доверчив, его нетрудно обмануть и даже обворовать. Этот народ очень правдив. Здесь есть своего рода противоречие: строго ориентируясь на закон и установленные юридические нормы, американцы в то же время очень ценят неформальные отношения и, что называется, работу на доверии (без подписания по каждому поводу бумаг, печатей, протоколов и т. д.). Соответственно, они острее реагируют в ситуациях, когда партнер нечестно поступает с ними, пользуясь отсутствием официальной бумаги.
Американцы самостоятельны и независимы. Это прямые люди, ценящие в других честность и откровенность. Они быстро переходят к сути разговора и не тратят время на формальности. В отличие от китайцев, для которых соблюдение формальностей очень важно.
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ ПОСЛЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ США И КИТАЕМ(1971-2009)
3.1 Установление дипломатических отношений между США и Китаем
Вопросы установления дипломатических отношений США и Китая, на всех этапах их оптимизации-усложнения, находятся в тесной взаимосвязи с несколькими «точками преткновения», среди которых:
1) «Тайваньский вопрос» в американо-китайском взаимодействии;
2) Проблема свободы вероисповедания в американо-китайских отношениях;
3) Критика со стороны США государственного регулирования Интернета в Китае;
4) Противоречия в торгово-экономических отношениях;
5) Вопрос свободы навигации и проблематика Южно-Китайского моря .
Включить в рамки данного исследования раскрытие всех аспектов американо-китайского взаимодействия представляется достаточно проблематичным. Тем не менее, представим общий анализ развития отношений между двумя странами после установления дипломатических отношений между США и Китаем(1971-2009 гг.).
Временем установления официальных дипломатических отношений между США и Китаем, как известно, становится 1979 год. С этого времени и по сей день деструктивным фактором двустороннего взаимодействия остается тайваньский вопрос. Как политический феномен он возник в 1949 году, когда в результате гражданской войны, в Китай становится коммунистическим государством — Китайской Народной Республикой (КНР). Потерпев поражение на материке, вооруженные силы Гоминьдана эвакуировались на остров. КНР готовилась к проведению последней операции гражданской войны – десанту на Тайвань, однако в это время началась корейская война и США ввели в Тайваньский пролив корабли Седьмого флота, предотвратив окончательное поражение сторонников Чан Кайши. В ситуации сосуществования двух противоборствующих правительств, каждое из которых претендовало на представление интересов всего Китая в мире, США, в 1950 году вмешивается во внутрикитайскую проблему. Президент Г.Трумэн официально заявил о вводе 7-го флота ВМС США в Тайваньский пролив с целью недопущения военного захвата острова Народно-освободительной армией Китая, что помешало окончательному разрешению политического противоборства КНР и Китайской Республики и вывело проблему на международный уровень. Так был заложен фундамент тайваньского вопроса, который оказался гораздо более трудноразрешимым, чем это можно было предположить в 1949 г. Он остается нерешенным на протяжение уже шестидесяти лет.
Потерпевшее поражение гоминьдановское правительство под руководством Чан Кайши, перебирается с материковой части Китая на остров Тайвань, организуя на Тайване временное правительство Китайской Республики. Вплоть до 1 января 1979 г. США принимает в качестве официального представителя всего Китая –правительство Китайской Республики на Тайване.
Даже после января 1979 года, когда было подписан официальный документ – «нормализационное» коммюнике, в котором США признали правительство Китайской Народной Республики законным представителем всего Китая и разрыва дипломатических отношений США с Тайванем, ознаменовавшегося выводом американских вооруженных сил с острова и аннулированием Договора о взаимной обороне от 2 декабря 1954 г., США «де факто» не прекратили поддерживать контакт с тайваньской администрацией. Уже 10 апреля 1979 г. при активной роли американского Конгрессав США был принят Закон об отношениях с Тайванем, законодательно закрепивший основы новой американской политики в условиях отсутствия дипломатических отношений с Тайванем.
3.2 Период стратегического сотрудничества
Первые шаги по сближению двух государств были сделаны в 1969 г. В этот год – 20 января, президент США Ричард Никсон (1969-1974) в своей инаугурационной речи заявил о готовности развивать отношения со всеми странами. По личному указанию Мао Цзэдуна, искавшего пути нормализации американо-китайских отношений, эта речь была полностью опубликована в центральном печатном органе компартии «Жэньминь жибао». Вскоре председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай (1949-1976) через пакистанского посредника сделал США предложение провести в Пекине переговоры на высоком уровне.
Американо-китайское сближение происходило на фоне советско-китайского кризиса: отношения двух стран, которые ухудшались с конца 1950-х гг., к 1969 г. дошли до стадии вооруженных приграничных столкновений.
Первым практическим шагом на пути нормализации контактов между Вашингтоном и Пекином стало неожиданное приглашение в Китай американской сборной по настольному теннису, участвовавшей в чемпионате мира в Японии в марте-апреле 1971 г. В апреле 1971 г. американцы совершили недельную поездку по КНР, что стало первым визитом официальной американской делегации в эту страну. В следующем году китайские теннисисты нанесли ответный визит в США. В прессе эти поездки получили название «пинг-понговой дипломатии» .
Принципиальная договоренность о встрече на высшем уровне была достигнута на секретных переговорах между помощником президента США по национальной безопасности Генри Киссинджером и главой Госсовета КНР Чжоу Эньлаем в июле и ноябре 1971 г. в Пекине. Несмотря на намечавшееся потепление отношений, в октябре 1971 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН США проголосовали против резолюции о передаче КНР прав представительства в ООН.
Первый в истории визит президента США в Китай состоялся 21-28 февраля 1972 г., Р.Никсон провел переговоры с Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем. По итогам этих встреч было сделано совместное заявление (также известно как «Шанхайское коммюнике»). Китайская сторона в этом документе назвала вопрос о статусе Тайваня ключевой проблемой в отношениях двух стран. Со своей стороны, США заявили об отказе от употребления иных терминов, кроме «одного Китая» (власти КНР считают неприемлемым для описания тайваньской проблемы использование выражений «Китай и Тайвань» или «два Китая» и считают этот вопрос принципиальным). Стороны договорились об установлении дипломатических связей на уровне специальных посланников, которые начали работу в мае 1973 г. (первым американским представителем стал высокопоставленный сотрудник спецслужб и бывший посол во Франции, ФРГ и Великобритании Дэвид Брюс; в 1974 г. на этом посту его сменил будущий президент США Джордж Буш - старший. Первый китайский посланник - бывший посол во Франции Хуан Чжэнь). Американское общественное мнение высоко оценило итоги визита Никсона: 73% американцев одобрили результаты поездки.
Итак, 16 декабря 1978 г. стороны издали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений. 1 января 1979 г. США официально признали КНР, после чего заместитель премьера Госсовета КНР Дэн Сяопин посетил Вашингтон, где встретился с президентом США Джимми Картером (январь 1979 г.). В ходе поездки обсуждались вопросы, связанные с развитием двусторонних отношений. В частности, было подписано несколько соглашений в сфере научно-технического сотрудничества. На дальнейшее китайско-американское сближение повлиял ввод советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.). Китай, как и США, расценил действие СССР как агрессию против независимого государства. В 1980 г. китайская сборная присоединилась к бойкоту Олимпийских игр в Москве.
3.3 Период адаптации
17 августа 1982 г. правительства США и КНР выпустили очередное совместное коммюнике, в котором США брали на себя обязательство постепенно уменьшить продажи вооружения на Тайвань (в действительности снижения поставок не произошло, в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Тайвань ежегодно закупал американского вооружения на сумму в $314 млн, а с середины 1980-х до конца 2000-х гг. - около $888 млн).
С 1979 г. двум странам удалось достичь существенного прогресса в торгово-экономической сфере. Так, если в 1978 г. товарооборот между КНР и США составил $1,1 млрд то в 1984 г. - уже $7 млрд (2016 г. - $519,6 млрд). Кроме того, Китай получил доступ к ряду американских военных технологий, закупил вертолеты S-70, противотанковые ракетные комплексы, торпеды и навигационное оборудование. Также Китаю был предоставлен доступ к некоторым американским разведывательным данным о советской военной инфраструктуре. Торгово-экономические отношения получили стремительное развитие, демонстрируя на протяжении двадцати лет прирост двусторонней торговли. (Приложение 2)
Несмотря на свое бурное развитие в 70-ых гг. американо-китайские отношения остановились в своем движении. Возможно, на это повлияло решение Пекина придерживаться более сбалансированной политики в отношении сверхдержав, так как, на их взгляд, Соединенным Штатам удалось перехватить стратегическую инициативу. А возможно, причиной послужило то, что к 1982 г. Вашингтон и Пекин, завершив формирование двухсторонней документальной базы по тайваньскому вопросу (процесс этот был завершен подписанием третьего по счету совестного коммюнике), так и не смогли реализовать своих замыслов: добиться от США отказа в военной помощи Тайбэю для КНР; и получить от Пекина гарантий решения вопросов в проливе исключительно мирным путем для Соединенных Штатов. Скорее всего, предполагаемые причины сработали в совокупности, но главным стало то, что после 1982 г. отношения в треугольнике Вашингтон – Пекин - Тайбэй вступили в фазу стабильности, продлившуюся вплоть до 1989 г.
Стабилизация отношений в треугольнике, в основном касающаяся США и КНР, отразилась и на Тайване, особенно его внутренней политической жизни, в которой с 1980-ых гг. начинаются неоднозначные перемены. Несмотря на то, что формально Тайбэй продолжал придерживаться политики «одного Китая», подавляющая часть населения острова стала склоняться к идее его независимости. В данной тенденции четко просматривается мягкое влияние Соединенных Штатов на внутреннюю жизнь острова. США вместе с предоставлением военной поддержки удалось экспортировать на Тайвань идеи независимости, демократии, незыблемости прав и свобод человека. В это время мягкое влияние Соединенных Штатов на Тайвань достигло впечатляющих размеров. С процессами постепенной демократизации политической системы Тайваня эта идея была закреплена в 1986 г. в создании Демократической прогрессивной партии, которая в качестве основного программного требования заявила создание независимой демократической республики Тайвань. Демократические процессы, которым сопутствовало постепенное отторжение представлений о Тайване как части Китая, с новыми силами стали менять политическую жизнь острова с приходом в 1988 г. на пост вице-президента Ли Дэнхуэя.
3.4 Период усложнения в отношениях сотрудничества
После подавления выступлений на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Вашингтон обвинил Пекин в нарушении прав человека и прекратил сотрудничество в военной сфере, а в американском общественном мнении представление об «открывающимся миру Китае» (результат «политики реформ и открытости», как отметил Дэн Сяопина), сменилось мнением об образовании «авторитарной страны».
Американо-китайские отношения обострились летом 1995 г., когда президент Китайской Республики Ли Дэнхуэй (1988-2000) решил посетить Корнелльский университет (штат Нью-Йорк), который он окончил в 1968 г. Правительство США, опасаясь негативной реакции КНР, отказало ему в визе, однако Сенат специальным решением обязал исполнительную власть впустить тайваньского руководителя в страну. Эта поездка вызвала острую реакцию в КНР, войска которой провели ракетные стрельбы в непосредственной близости от берегов Тайваня. В ответ президент США Билл Клинтон (1993-2001) принял решение отправить в регион боевые корабли. Однако стороны смогли урегулировать конфликт дипломатическим путем, и американская авианосная группа не стала входить в Тайваньский пролив. Эти события в дальнейшем получили название «Тайваньский кризис».
С начала 1990-ых гг. в американо-китайских отношениях наступил этап нестабильности. На фоне «краха» американо-китайского сотрудничества улучшение межпроливных отношений помогло Китаю, который находился в некоторой степени в изоляции со стороны Запада, пересмотреть свои приоритеты во внешней политике. Инициативу проявил Тайбэй – в 1991 г. специально созданный консультативный орган Совет государственного объединения разработал и принял Программу государственного объединения, в которой говорилось, что «как материк, так и Тайвань являются территорией Китая; содействие объединению государства должно являться общей обязанностью китайцев» . Не дожидаясь ответной реакции Пекина, вице-президент Тайваня заявил об окончании мобилизации в стране (которая ограничивала действие конституции), и о прекращении состояния войны с «коммунистическим Китаем». Но наиболее важное заявление касалось отказа острова от силового пути создания единого Китая. Из сторонника исключительно военного пути решения межпроливного вопроса, он превратился в мирно настроенное хоть и непризнанное государство, борющееся за свою независимость, что естественно подняло уровень его привлекательности в глазах международного сообщества (концепция мягкой силы). Такая инициатива Тайбэя была положительно воспринята КНР, но для дальнейшего налаживания межпроливного диалога, ей требовалось подтверждение тайваньскими властями их приверженности к концепции «одного Китая». Так как пекинская интерпретация данной концепции сводилась к так называемой «тройной формуле»: в мире есть только один Китай, Тайвань является частью Китая, правительство КНР является единственным законным представителем Китая, Тайбэй опасался стать заложником этого принципа, подтвердив приверженность ему. Этот вопрос был решен осенью 1992 г., когда стороны условились на взаимном праве собственного толкования данного принципа. В историю это событие вошло под названием «консенсус 1992 г.», потому что его заключение позволило начать рабочий диалог, в ходе которого на протяжении 1993 г. был заключен ряд практических соглашений. Однако, параллельно процессам межпроливного сотрудничества возрастало недовольство Пекина «своевольной» политикой Ли Дэнхуэя. Последний прикладывал много усилий для укрепления статуса КР на международной арене, ему удалось: добиться возможности двойного признания другими странами и материкового Китая и КР; подключиться к работе ООН (не требуя при этом
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд.-во МГУ, 1990.
2. Аликберова А.Р., Балакин Д.А. Цифровая дипломатия с китайской спецификой. Современные востоковедческие исследования. 2019,1 (3): 77-81
3. Болдырев В.Е. Американская политика по поощрению демократического развития в странах Северо-Восточной Азии в 1980-е гг. //XIV всеросс. науч. конф. молодых ученых (с международным участием), 12–14 мая 2014 г. : материалы конференции / отв. ред. Ю.В. Латушко, И.В. Ставров. – Владивосток : ИИАЭ ДВО РАН, 2014. – 126 с.
4. Валиахметова Г.Н. Проблемы информационной безопасности в Азии// Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. – 2014. С.128-136
5. Вежбицкая А., Годдард К. Дискурс и культура // Жанры речи. Вып.3. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 2002. – С. 118 – 156.
6. Глушич А. С. Экономическое взаимодействие Китая и США в XXI в. // Материалы XLVII международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Востоковедение. Новосибирск, 11-15 апреля 2009 г. Новосибирск, 2009.
7. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. С. 217—237.
8. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: Юнити-Дана, 2003. — 297 с.
9. Гузикова М. О. Основы теории межкультурной коммуникации / М.О.Гузикова, П.Ю. Фофанова ; М-во образования и науки. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2015 — 124 с.
10. Демидов О. Социальные сетевые сервисы в контексте международной и национальной безопасности // Индекс безопасности. 2013. № 1 (104). С. 65–86.
11. Зиновьев Г. В. История американо-китайских отношений и тайваньский вопрос.― Томск: томский государственный университет, 2007.― 347 с.
12. Зиновьева Е. Цифровая дипломатия, международная безопасность и возможности для России//Индекс безопасности, №1 (104), Т.9. – С.313-228
13. Зиновьева Е. Цифровая дипломатия США: возможности и угрозы для международной безопасности // Индекс безопасности. 2013. № 1 (104). С. 213–229.
14. Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход: изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. – 192 с.
15. Ибрагимова Г. Стратегия КНР в киберпространстве: вопросы управления Интернетом и обеспечения информационной безопасности // Индекс безопасности. 2013. № 1 (104). С. 169–184.
16. Кочетков В.В. Идентичность и культура в современных международных отношениях. — М.: Издательство Московского университета, 2015. — 320 с.
17. Крашенинникова В. Россия — Америка: холодная война культур. М., 2007.
18. Киссинджер Г. О Китае: пер. с англ. В. Н. Верченко. М. 2013. – 595 с.
19. Корсаков Г. Информационное оружие супердержавы // Пути к миру и безопасности. Вып. 1 (42). М., 2012. С. 34–59.
20. Латушко Ю.В., Ставров И.В. (отв. ред.) Межкультурная коммуникация в Азиатско-Тихоокеанском регионе: история и современность //XIV всеросс. науч. конф. молодых ученых (с международным участием), 12–14 мая 2014 г. : материалы конференции / отв. ред. Ю.В. Латушко, И.В. Ставров. – Владивосток : ИИАЭ ДВО РАН, 2014. – 126 с.
21. Лексютина Я.В. США и Китай: линии соперничества и противоречий. — СПб.: СПбГУ, 2011. — 230 с.
22. Лексютина Я.В. Политика США по отношению к Тайваню в контексте американо-китайских отношений. [Электронный ресурс] // ПОЛИТЭКС. 2009. Электрон. версия печат. публ. URL: http://www.politex.info/content/view/546/30/ (дата обращения: 06.04.2020).
23. Маркина Л. В. Межкультурная компетентность и ее компоненты //Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 28 окт. 2011 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — 191 с.
24. Манойло А.В. Культурно-цивилизационные модели и технологии психологического разрешения международных конфликтов // Право и политика. – 2008. - № 4. – С. 914-926.
25. Манойло А.В. Технологии ненасильственного разрешения международных и внутриполитических конфликтов // Обозреватель. – 2008. – № 3. – С. 89-96.
26. Пахомушкин А.А. Американский мультикультурализм и массовая культура// Сборник материалов заочной всероссийской научно-практической конференции, Биробиджан, 25 марта 2013. — Биробиджан: Изд-во Приамурского государственного университета (ПГУ) им. Шолом-Алейхема, 2013. — 116 с.
27. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм: Учебное пособие для гуманитарных факультетов университетов. М.: Высш. шк., 1989.—. 246 с.
28. Рисинзон С.А. Этикетно-риторические средства, улучшающие коммуникативные условия восприятия интервью русских и английских политиков // Материалы XIII Международной научно-методической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве». – М., 2009. С. 376 – 380.
29. Рисинзон С.А.Общее и этнокультурное в русском и английском речевом этикете: Монография. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2010. – 419 с.
30. Россия, США и Китай в современном мире: взаимные представления российской, американской и китайской молодежи / А.А. Киреев [и др.] / Общ. ред.: Д. В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. – 210 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
32. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. шк., 2005. – 310 с.
33. Семедов C.A. Цифровая дипломатия в эпоху глобализации / под ред. В.В. Комлева // Россия в современной международной системе координат: новые вызовы и возможности: сборник статей. М., 2014. С. 355-357.
34. Скородумова О.Б. Социокультурные аспекты американской модели информационного общества // Науч. вестн. МГТУ ГА Сер. История, Философия, Социология - 2009, № 142
35. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
36. Сунь-Цзы Трактат о военном искусстве / Пер. с кит., предисл. и коммент. Н. И. Конрада. СПБ. 2002.
37. Трейгер Д., Холл Е. Культура как коммуникация: модель и анализ. – Нью-Йорк, 1954. 457 с.
38. Труш С.М. «Новая модель отношений» КНР-США: поиск на экспертном уровне // США – Канада. Экономика, политика, культура. – 2015. – №12. – С. 37-52.
39. Формановская И.Н. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. – М.: Русский язык, 2002. – 216 с.
40. Хелемендик С. В. Soft power – мягкая сила «made in USA» // Обозреватель. – 2011. – № 6. – С. 45- 47.
41. Шаклеина Т.А. Современные американские концепции мирового лидерства/ Т.А. Шаклеина.– М. : ИСКРАН, 2010. – 160 с.
42. Шишкина Е.Е. Институты Конфуция в глобальной культурной политике Китая // Германия – Россия – Китай: образование, наука, инновации. Проблемы и перспективы сотрудничества: Материалы Международной научной конференции студентов и аспирантов университетов Сибири. – Томск. : Изд-во Том. Ун-та, 2010. – С. 111-114.
43. Юй Ч., Фэн Д. К типологии китайской культуры в аспекте теорий межкультурной коммуникации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1308-1311. — URL https://moluch.ru/archive/89/18176/ (дата обращения: 04.04.2020).
44. Chinese soft power and it’s implications for the US. Competition and cooperation in the developing world. [Electronic resource] // CSIS. – Electronic date – [S. l.], 2009. – URL:http://www.csis.org (access date: 21.04.2020)
45. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983. – 250 p.