Фрагмент для ознакомления
2
Единый государственный экзамен с 2009 года является основной формой сдачи экзаменов при окончании общеобразовательного учебного заведения и при поступлении в высшее учебное заведение в России. ЕГЭ был создан в российской системе образования для того, чтобы обозначить и завершить процесс модернизации и системного преобразования образовательной отрасли в стране, создать новую, принципиально независимую и объективную систему оценки качества подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений .
Однако, современная ситуация указывает на то, что ученики 10-11 классов зачастую оказываются не готовы к написанию Единого государственного экзамена – в силу самых разных, зачастую не зависящих от них причин.
К причинам можно отнести следующие :
1) Неготовность ученика к психологическому контролю своего состояния во время прохождения им ЕГЭ;
2) Низкая стрессоустойчивость учеников;
3) Недостаточная подготовка учеников во время школьного образовательного процесса в силу недостаточной подготовки учителей к процессу подготовки учеников.
Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо в школах при подготовке учеников к ЕГЭ не просто стремиться сформировать у них высокий уровень знаний по предметам, но и планомерно подготавливать их именно к сдаче ЕГЭ, особенно по таким сложным дисциплинам, как иностранные языки, где имеются дополнительные модули, требующие активизации говорения у учеников, что создает дополнительные стрессовые условия.
Готовность выпускника к ЕГЭ – это продукт слаженной работы всего коллектива учителей средней школы, аккумуляция из знаний и методических умений.
1.1. ЕГЭ по английскому языку – специфика и элементы
ЕГЭ по английскому языку — это один из выпускных экзаменов в школе, который в современной системе образования засчитывается как пройденный вступительный экзамен, что мотивирует ученика сдавать его на самый высокий балл. Особенно важен это экзамен для тех, кто стремится поступить в профильный ВУЗ. В отличие от школьных экзаменов по английскому языку прошлого стандарта, ЕГЭ по английскому проверяет учеников комплексно на все развиваемые при изучении языка навыки: чтение, которое можно понимать, как умение понять текст и провести его анализ, устная спонтанная речь, восприятие иностранной речи на слух, письменное изложение мыслей на иностранном языке .
По структуре модулей и уровню сложности ЕГЭ сопоставим с экзаменом международного уровня FCE, то есть, предполагается, что выходящий из общеобразовательной средней школы выпускник имеет уровень подготовки выше среднего, что в международной системе называется upper-intermediate. Это достаточно высокий уровень знания языка, поэтому подготовку к экзамену лучше начинать еще до 11 класса, чтобы выпускник мог действительно достойно чувствовать себя на столь высоком уровне владения языком.
ЕГЭ по английскому языку в рамках аттестации по программе средней общеобразовательной школы проходит в двух частях - устной и письменной, - назначаемых в разные дни. В первый день выпускники сдают письменную часть экзамена – это следующие разделы :
- аудирование,
- чтение,
- письмо,
- грамматика и лексика.
За первый день экзамена ученик выполняет 40 заданий, на которые ему отводится 180 минут, при этом за каждый из разделов экзамена он может получить максимум 20 баллов, что в общей сложности – в идеально сданном экзамене – дает 80 баллов за ЕГЭ по английскому языку.
Второй день посвящен устному экзамену, при этом ученик может выбрать, сдавать ему устный экзамен или нет. На устную часть экзамена отводится 15 минут, за которые ученик должен выполнить 4 задания и может максимально получить 20 баллов. Таким образом, при полном экзамене по английскому языку ученик может получить 100 баллов за ЕГЭ (см. табл. 1)., при том, что минимальный уровень для сдачи ЕГЭ по английскому языку составляет 22 балла. При наборе от 0 до 21 балла экзамен считается не сданным, при 22-58 баллах результат равен оценке «3» по пятибалльной системе, от 59 до 83 баллов равен оценке «4», а при наборе от 84 до 100 баллов – оценке «5» .
Таблица 1. Общая схема ЕГЭ по английскому языку
№ Количество заданий Максимальный балл Тип заданий
1 Аудирование 9 20 Задания с
кратким
ответом на поставленные задачи
2 Чтение 9 20
3 Грамматика
и лексика 20 20
4 Письмо 2 20 Задания с развернутым ответом и умением развернуто оформлять свою письменную речь
5 Устная часть
экзамена 4 20 Задания с развернутым ответом и умением устно выражать свои мысли, пользоваться речевыми оборотами
Итог 44 100
Одной из важных особенностей ЕГЭ по английскому языку в России является наличие трех уровней сложности :
1) Первый уровень доступен всем, кто учился в средней школе, но общее количество вопросов этого уровня в экзамене – не более 40 %.
2) Вторая группа – это вопросы повышенной сложности, на них возможно ответить, если ученик дополнительно занимался языком.
3) Третья группа – вопросы высокой сложности, они осваиваются на уровне специализированной языковой школы.
Вопросы второго и третьего уровней занимают 60% от всех заданий экзамена.
На наш взгляд, необходимо рассмотреть технологию подготовки к ЕГЭ по английскому языку, так как она позволяет и учителю, и ученику пройти по всем этапам ЕГЭ и всем заданиям и отточить знания по английскому языку и возможности каждого ученика.
Глава 2. Особенности технологии подготовки учеников средней школы к ЕГЭ по английскому языку
2.1. Общая схема технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку
Для того, чтобы ученик мог эффективно подготовиться к выполнению заданий на ЕГЭ по английскому языку, необходимо внедрить на уроках английского в школе технологию, позволяющую и учителю, и ученику пройти через подготовку к ЕГЭ с максимальным результатом.
Для этого необходимо разработать наиболее важные этапы подготовки и представить их в виде схемы.
На наш взгляд, в технологию должны входить элементы, полностью характеризующие весь путь подготовки :
1) Цель – ее можно обозначить, исходя из основного направления обучения, – например, повышение эффективности подготовки к ЕГЭ по иностранному языку;
2) Определение условий достижения поставленной цели.
3) Выявление особенностей содержания обучающих материалов - этот этап важен для учителя, так как помогает ему сориентироваться в материале, составить представление о возможностях, которые дают конкретные пособия.
4) Определение избранных методов подготовки к ЕГЭ по английскому языку – этот этап помогает выбрать наиболее эффективные для ученика или группы учеников методы.
5) Определение наиболее эффективных форм подготовки – на этом этапе с учеником или группами учеников подбираются возможные формы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александров В. Н. Единый государственный экзамен. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск: Взгляд, 2015. - 145 с.
2. Богданова С.Ю., Белькова Е.В., Шильникова И.С. Подготовка к ЕГЭ по английскому языку в действующих УМК на разных уровнях общего образования // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2013. - №8. – С. 78 – 85.
3. Болотов В. А. (редактор) Единый государственный экзамен. Сборник статей. - М.: Логос, 2012. – 120 с.
4. Васильева М.В. Единый государственный экзамен: как подготовиться? // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 4. - С. 49 - 51.
5. Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2016/08/angliyskiy_yazyk.pdf.
6. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н., Соловова Е.Н. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 9. - С. 10-20.
7. Гончарова Т. В., Калинина В. В. Роль педагогической диагностики в самостоятельной подготовке к ЕГЭ по английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - № 1. - С. 151-155.
8. Гришина С.А. ЕГЭ как система аттестации выпускников школ России // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 3. - С. 34- 42.
9. Еремина Л. ЕГЭ и традиционный экзамен // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - С. 143 - 145.
10. Мильруд Р. П. МбО ЕГЭ. Английский язык: Устная часть. Тренировочные тесты: учебное пособие. - Обнинск: Титул, 2016.- 88 с.
11. Нейман Ю. М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. - М: ЦТМО, 2002. – 180 с.
12. Попова Л.В. Комплексный подход при подготовке к единому государственному экзамену по английскому языку // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 12. - С. 111-113.
13. Порошина Т. И. Практические аспекты написания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по английскому языку в формате ЕГЭ // Концепт. - 2015. - № 08. - С. 113 - 121.
14. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. URL: https://en-ege. sdamgia.ru
15. Романова Л.И. ЕГЭ. Грамматика и лексика. – М.: Айрис Пресс, 2010. – 224 с.
16. Ряднова Е. Организация самостоятельной работы старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку [Электронный ресурс]. URL: http://elena266.rusedu.net/post/3838/34798.
17. Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Интерактивные тренажеры в реальном времени [Электронный ресурс] . URL: http://www.english-study-cafe.ru/index.php/students/exam/135-ekzameny-uchashchimsya-ege/859-ustnaya-chast-ege-po-anglijskomu-yazyku.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012, рег. № 24480). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902/paragraph/2082:0.
19. Хасанова О. В., Дьяченко Т.В. Формирование коммуникативных компетенций при подготовке учащихся средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 67 - 73.
20. Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе) / М. Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2009. – 214 с.