Фрагмент для ознакомления
2
• анализ трех видов общения (индивидуальное, публичное, групповое),
• формирование моделей коммуникации (контакт; разговор; индивидуальная беседа; групповая беседа; монолог в рамках проведения групповой беседы; общение к аудитории),
• перечисление восьми сфер устного общения.
К недостаткам актуальной методологии обучения мы предлагаем отнести:
• отсутствие достаточно проработанной базы для формирования фонетических навыков говорения (ритмико-интонационные навыки и слухо-произносительные навыки),
• отсутствие достаточно проработанной базы для формирования лексических навыков говорения, в частности таких компонентов (лингвистический, методологический, психологический),
• отсутствие достаточно проработанной базы для формирования индивидуальных семантических полей учеников и способов их семантизации (наглядность, использование синонимия и антонимии, использование актуальных методов словообразования, использование обычного личного перевода).
1.3. ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Процесс полового созревания связан с существенными изменениями в организме, происходящими поэтапно по определенным этапам. Вопросами психолого-физиологических особенностей на уровне общего основного образования интересовались такие ученые, как Д. В. Колесов [18], И. Ю. Кулагина [19], А. А. Моркосян [21] и др. Акимова М. К. [3] выделяет пять стадий полового созревания: три из них происходят в подростковом возрасте, четвертая и пятая - в ранней юности. Каждая из этих стадий учитывает особенности работы желез внутренней секреции и изменениями всех систем организма, и изменения в социальном и психическом плане.
1-я стадия – «(10 лет у девочек, 11-12 лет у мальчиков) - предпубертатный период, (вторичных половых признаков пока нет. Темп роста медленный, увеличение длины тела - благодаря росту туловища, корково-подкорковые связи относительно зрелые». [4, c. 14].
2-я стадия «(10-12 лет у девочек, 12-13 лет у мальчиков) - усиление гипофизарной активности и секреции соматотропина и фоллитропина. Они влияют на скорость роста и появление начальных признаков полового созревания. Скорость роста туловища в длину замедляется, рост конечностей ускоряется». [5, c. 125]
3-я стадия – «(13-15 лет у мальчиков, 12-14 лет у девочек) - изменение процессов роста: скорость роста конечностей замедляется, рост туловища увеличивается. Этот период - пубертатный скачок роста. Увеличение скорости роста обусловлено секреторной активностью соматотроглина. Для таких морфологических перемен нужно много энергетического материала, что приводит к увеличению использования запасов жира. В результате подросток теряет вес, сокращается толщина подкожной жировой прослойки. Процессы роста туловища связаны с ростом внутренних органов, что ведет к увеличению объема кровотока, а также жизненной емкости легких и т.д. Увеличение скорости кровотока повышает температуру, что является ярким маркером начала третьей стадии полового созревания. Терморегуляция становится менее экономичной, что ведет к увеличению количества ОРЗ, а сильные перемены в работе сердечно-сосудистой системы ведут к повышению риска возникновения проблем с давлением и сосудами головного мозга». [6, c. 215].
Общественная зрелость проявляется на уровне психологии через ощущение личной взрослости. Это изменение в психике - структурный центром самосознания, и именно с него, по мнению Леонтьева, активируется «второе рождение личности» [20, c. 112]. Чувство личной взрослости проявляется в изменении восприятия себя и окружающих, что закладывает основы формирования личного мировоззрения. Этот процесс связан с переменами в социальной активности подростка через большую восприимчивость к принятию ценностей, норм, способов поведения во взрослом мире. Возникающие конфликтные ситуации – результат неверного поведения отношения взрослых и отсутствия мотивации и желания учитывать особенности развитием подростковой личности. Поэтому подростку проще в это время находиться в кругу сверстников, на основе общности интересов, равных прав, но при этом и на основе норм взрослой морали. Группа сверстников со схожими интересами превращается для него в авторитетную, и в ее рамках он пытается принять ее нормы и ценности». [8, c. 45]
Среди основных реакций подростка в этот период развития Д. В. Колесов [18] выделяет следующие:
• эмансипация (протест против установленных правил и порядков),
• вступление в группы со сверстниками (обусловлено взрослением и потребностью в новых данных об окружающем мире),
• появление новых увлечений (существенно влияет на особенности формирования личности, часто выступают в качестве средства самовыражения),
• появление сексуального влечения (обусловлено половым созреванием),
• реакция на собственную внешность,
• усиление внимания к собственному внутреннему миру.
На данном этапе развития у подростков отмечается повышение восприимчивости к обидам, отсутствию уважения, эмоции не стабильны, противоречивы, переменчивы. Данный этап в жизни подростка связан с большим психическим и физиологическим напряжением. Поэтому задача родителей и учителей - найти такой подход, который помог бы переключить внимание подростка на полезные виды деятельности. Один из центральных элементов данного этапа – рост познавательной активности, которая обретает двойственную природу (снижается интерес к учебе, но растет интерес к миру и человеку). Именно в это время создаются зрелые виды учебной мотивации, позволяющие раскрыть смысл учебы, через осознание того, что она может способствовать самосовершенствованию и саморазвитию. Интеллектуальное развитие каждого подростка идет в индивидуальном ритме. Некоторые учащиеся, могут обойти тех, чье умственное развитие активизировалось раньше. Существенную роль в этом играет мотивация через формирование готовности ученика самоопределиться. Возникают новые мотивы учения для расширения знаний, чтобы заняться интересным ученику делом. Формируются личностные ценности, появляется интерес к профессиям, начинается развитие профессионально-ориентированных склонностей и интересов. Но этот процесс не является универсальным для всех подростков. Некоторые подростки на этом этапе могут проявлять высокий уровень интеллектуальной развитости при решении задач, но при этом продемонстрировать крайнюю инфантильность при обсуждении вопросов касаемо будущей профессии. Еще одной психологической особенностью являются крайние методы проявления преданности группе, хобби, ценностям, убеждениям. Причины устойчивого устойчивости увлечений и взглядов связаны с особенностями воспитания в семье и школе, а также социальных условиях. Подросток утрачивает к чему-либо интерес при столкновении с трудностями или при неудаче. В рассматриваемом периоде меняется направление компонента подражания в развитии личности. Например, если до указанного периода мальчики в попытке стать сильными и мужественными, как их любимые герои книг, художественных фильмов, мультипликационных фильмов начинают заниматься спортом, то в подростковом возрасте цель занятий спортом меняется: подросток хочет получить медаль, первое место на соревнованиях, признание через это в школьном коллективе. Полученные результаты и сформированные в ходе занятий спортом качества в дальнейшем могут перерасти в профессию. Один из ключевых моментов развития - чувство взрослости, формирующее стремление делать полезное и значимое, чтобы заслужить уважение и признание у взрослых. Этот период характеризуется активным развитием процессов познания, а также появления избирательности в восприятии, тренировкой произвольного внимания, усилением логической памяти, формированием абстрактного, теоретического мышления, развитием процессы дедукции, что приводит к формированию рефлексии. Основная перемена на личностном уровне заключается в развитии новой стадии самосознания через стремление понять самого себя, а также свои умения и особенности, выработать конкретные критерии самооценки с уходом от оценки себя через призму оценки окружающих. Следовательно, характер учебной и воспитательной деятельности должно формироваться на основе личностных характеристик подростка, а также понимающего и уважительного отношения к его инициативе, волеизъявлению, самостоятельности, интересам.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Говорение - вид речевой деятельности, с помощью которого происходит устное вербальное общение. Говорение может обладать разным уровнем сложности (от выражения эффективного состояния через простое восклицание до самостоятельного развернутого высказывания). Переход от слова и словосочетания к высказыванию обусловлен различной степенью участия памяти и мышления.
В основе любого речевого умения - автоматизированные оформленные действия, отработанные под контролем сознания через выполнением разных подготовительных, тренировочных, речевых, коммуникативных упражнений. Этап обучения говорению на английском языке может влиять на выбор типов упражнений и характер действий, связанных с их выполнением. Для
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова С.В. Коммуникативные стратегии при обучении устному деловому общению на занятиях по иностранному языку//Российский внешнеэкономический вестник. 2013. №3. Том 13. С.80-87
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334
3. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - Москва: Academa, 2002. - 160 с.
4. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.
5. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев. - Москва: Высшая школа, 1991. - 396 с.
6. Безруких, М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка) учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Безруких, В. Сонькин, Д. Фарбер. - Москва: Academa, 2003. - 416 с.
7. Беленкова Н.М. Лингводидактические подходы к обучению английскому языку//Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №5.с.90-97
8. Бережков, Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей за время обучения в школе / Л.Ф. Бережков, Н.М. Бондаренко // Успехи физиологических наук. - 1997. - №1. - С.39-47
9. Бухбиндер В.А. Методика обучения немецкому языку в средней школе. –Киев: Ваша школа, 1984. – 200 с.
10. Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности//Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке.— М.: АПН/НИИСиМО, 1983, с. 186.
11. Вальцева Ю.В. Дифференциация и личностный подход в обучении иностранному языку//Проблемы педагогики. 2014. №1. С. 15-19
12. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
13. Гальская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.:Айрис-Пресс, 2000. – 243 c.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. –М.:Академия, 2007. – 290 с.
15. Данелян Е.Г. Использование языковой модели на начальном этапе развития устной речи//Педагогика. 2014. №12-2 (31). С.65-69
16. Каменская Л.С. Приоритетные направления в обучении иностранным языком//Педагогика. 2010. №591. С.9-24
17. Киреева, Т.В. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках английского языка (Т.В. Киреева) // ИЯШ. – 2006. - №3. – С. 46-52.
18. Колесов, Д.В. Здоровье через образование / Д.В. Колесов // Биология в школе. - 2000. - №2. - С. 20-23.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: ТЦ "Сфера", 2001. - 464 с.
20. Леонтьев А.А. Управление освоением иностранного языка. – М.: Просвещение, 1975. – №2. – 289 с.
21. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян. - Москва: Просвящение, 1974. - 223 с.
22. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. М.:Просвещение, 1990. – 380 с.
23. Николаенко, И.С Искусство общения. Английский язык: учебное пособие. / -
24. Николаенко И.С., Пассов Е.И.: Иностранный язык, ООО "Иностранные языки", 2000 г. - 256 с.
25. Рубаева В.П. Лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку//Педагогика и психология. 2012. №2. С.260-264
26. Сальная Л.К. Обучение устному научному общению//Науки И. 2012. №10. Том 135. С.130-138
27. Свирина Л.О. О коммуникативном подходе в обучении иностранному языку вне языковой среды//Филология и культура. 2012. №8. С.12-16
28. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2003. – 189 с.
29. Фокина М.М. Комплексный подход к преподаванию иностранного языка//Языкознание. 2014. №8.с.163-169
30. Юрьева С.М. Интегрально-культурологический подход к изучению иностранного языка//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. №3. С.222-229
31. Юрьева С.М. Интегрально-культурологический подход к изучению иностранного языка//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. №3. С.222-229
32. [Электронный ресурс] Официальный информационный портал Государственной Итоговой Аттестации. URL: http://gia.edu.ru (Дата обращения: 25.05.2020).